ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ЖУРНАЛА ГИТАРИСТЪ
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ЖУРНАЛА "ГИТАРИСТЪ"
Главная arrow История Гитары
История Гитары
Новый взгляд на историю классической гитары Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Рейтинг: / 3
Написал Administrator   
10.10.2007

Микаэл Каша               

Перевод с англ.: Галина Петровна Макеева, Владислав Гурьевич Борисевич (Москва, 2007 г.) 

Гитару, какой мы ее знаем в ее нынешней классической форме, часто называют самым древним инструментом. О происхождении гитары много написано, но для серьезного исследователя истории гитары вскоре становиться ясным, что путаница, существующая в этом вопросе, происходит вследствие недостатка документально подтвержденных данных, а также вследствие недостаточных определений того, что действительно представляла собой ранняя форма гитары. Кажется очевидным, что для того, чтобы привнести конкретный смысл в историю гитары, отделить мифический элемент, присутствовавший в некоторых прежних исследованиях, необходим систематический поиск новых реальных археологических свидетельств, а также формализация логических критериев и определений. Данная статья представляет собой схематический план такого исследования на настоящий момент. Появился ряд новых интересных материалов, подтверждающих установившееся мнение, что гитару можно считать очень древним инструментом, восходящим если не к средним египетским династиям, то, по крайней мере, к временам Хеттской империи.   

Анализ древности музыкальных инструментов

 В литературе о происхождении музыкальных инструментов исследователя поражает огромное количество родственных инструментов с похожими названиями, а также отсутствие руководящих принципов, необходимых для того, чтобы внести какую-нибудь логику в процесс установления отношений между ними. Очевидно, что постоянно делались попытки создавать новые варианты инструментов, но больше всего удивляет то, как медленно менялись эти инструменты на протяжении истории человеческой цивилизации. Соответственно, были сформулированы и проверены на основе археологических данных, а позднее письменных свидетельств, следующие постулаты.

Постулат аккордатуры – Аккордатура или относительная настройка (например, струн) родственных инструментов неуклонно сохраняет общие элементы на протяжении очень длинных временных периодов.

Постулат морфологии – Структурная форма инструментов со временем изменяется очень медленно, что позволяет прослеживать эволюцию инструментов на протяжении столетий и даже тысячелетий.

Постулат сложности – Относительная сложность, например, количество струн инструмента постоянно увеличивается на протяжении столетий использования пока, наконец, в некоторых случаях это не приводит к тому, что инструмент выходит из пользования уже из-за своей сложности.

Постулат географической непрерывности – По мере установления культурных связей имеет место непрерывное и неуклонное проникновение инструментов в разные регионы земного шара.Теперь мы вкратце рассмотрим эти принципы применительно к проблеме эволюции гитары.Постулат аккордатуры широко используется в музыковедении. Следует отметить, что Курт Закс (Curt Sachs) считал его самым важным. Строй лютни времен Ренессанса и испанской виуэлы был идентичным для всех шести струн, которые настраивались в кварту, за исключением средней в терцию (G c f a d` g`). В Испании в начале шестнадцатого века гитара имела четыре струны, которые настраивались в кварту за исключением одного среднего интервала в терцию. Позднее эта настройка поднялась на один тон, все еще сохраняя настройку в кварту со средней в терцию. Эти характерные черты аккордатуры указывают на элементы общего происхождения гитары, виуэлы и лютни.Постулат морфологии доказывает невероятность того, что древнегреческая и римская кифара, имевшая большую квадратную раму и стойки с перекладиной для настройки, могла хоть в какой-то степени быть промежуточным звеном в эволюции гитары. С другой стороны, тот факт, что еще до греческих и римских музыкальных инструментов и одновременно с ними существовали инструменты, полностью схожие с гитарой по форме, доказывает независимое происхождение гитары.Таким же образом постулат сложности опровергает предположение, что семиструнный или одиннадцатиструнный инструмент такой, как греческая кифара, преобразовался в четырехструнный инструмент, появившийся в Европе в средние века под названием гитара. Напротив, история показывает, что в Риме кифара приобрела двадцать и более струн, прежде чем выйти из употребления. Очевидно, что со временем музыкальный инструмент не становился проще, поэтому происхождение классической гитары нужно искать не здесь.Принцип географической непрерывности помогает найти следы музыкальных инструментов в историческом контексте миграций человека и культурного обмена. В древности передвижение людей шло в основном по суше, хотя навигация в некоторой степени создавала феномен «сокращения расстояния» (например миграции финикийцев и римлян). Однако расцвету гитары в Испании, несомненно, должно было предшествовать ее медленное продвижение по северному и южному Средиземноморью из Персии и Среднего Востока, где она появилась. Кажется маловероятным, что важные промежуточные стадии в эволюции гитары могли иметь место в северных районах Европы, куда она попала, беспорядочно перепрыгивая через огромные расстояния. 

 

(Статья полностью напечатана в журнале Гитаристъ 2008 №1, его можно скачать с главной страницы в формате PDF в рубрике "Старые журналы на сайте в формате PDF"

Последнее обновление ( 07.09.2011 )
 
НЕСКОЛЬКО СТРАНИЦ ИЗ ИСТОРИИ ГИТАРНОГО ИСКУССТВА В ПЕТЕРБУРГЕ – ЛЕНИНГРАДЕ Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Рейтинг: / 6
Написал Administrator   
05.10.2007

НЕСКОЛЬКО СТРАНИЦ ИЗ ИСТОРИИ ГИТАРНОГО ИСКУССТВА В ПЕТЕРБУРГЕ – ЛЕНИНГРАДЕ
(Петр Иванович Исаков) 

Ковалевская Ядвига Ричардовна /26.06.1922, Ленинград/ — известная советская гитаристка и педагог. Игре на гитаре училась у П.И.Исакова в Ленинградском музучилище им. М.П.Мусоргского. По окончанию его работала солисткой Ленконцерта. Более 20 лет вела класс гитары в Ленинградском музучилище; воспитала большое количество учеников, ставших профессиональными музыкантами: вела курсы повышения квалификации преподавателей музшкол. К. — составитель нескольких репертуарных сборников, изданных Ленинградским отделением издательства «Музыка».
Я.КовалевскаяВсе фотографии для этой статьи  из фонда №359 были любезно предоставлены редакции журнала «Гитаристъ» Государственным  центральным  музеем музыкальной культуры имени
М.И. Глинки (Москва). Публикуются впервые.

Продолжение...
 
ОЧЕРК ИСТОРИИ СЕМИСТРУННОЙ ГИТАРЫ Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Рейтинг: / 17
Написал Administrator   
05.10.2007

Стахович Михаил Александрович в гитарном мире фигура замечательная:не будь Стаховича с его «Историей семиструнной гитары», мы не только не знали бы о гитаристах, упомянутых им, но мы не знали бы и о гитаристах, составивших гордость отечественной гитаристики. Его очерк, написанный в период упадка интереса к гитаре, особенно ценен тем, что были еще живы герои этого очерка, а некоторые ушли из жизни накануне его написания. Ценен еще и тем, что написан он человеком, лично знавшим и слышавшим многих из них. Автор очерка не был просто наблюдателем — он сам был гитаристом, прекрасно владевшим инструментом, знал всю специфику гитары, ее тайны и трудности, поэтому не мог обольщаться чисто внешними эффектами исполнительства, знал ее сущность.
Мы благодарны также и Аполлону Григорьеву, по настоянию которого был написан этот очерк.
Стахович, ученик Высотского, и будучи образованным человеком вообще и, в частности, музыкально, высоко ценил Высотского-педагога. Он сам был незаурядным гитаристом. Это подтверждает и  И. Ф.Горбунов, который не только слышал превосходных гитаристов, но, как мы уже говорили, сам играл на гитаре.
«История семиструнной гитары» была опубликована в журналах «Москвитянин» в 1852 году, «Якорь» — в 1858 году и издана отдельной брошюрой в издательстве Ф. Стелловского в 1864 году.
До очерка Стаховича никому в голову не приходило написать что-нибудь о гитаре и ее представителях, хотя многие из гитаристов знали о гитаре значительно больше, чем Стахович. Тот же Морков писал корреспонденции о концертах Макарова, занимался историей русской оперы и... ни слова из истории гитары.
 Стахович Михаил Александрович (1819—1858). Родился в селе Пальна Елецкого уезда Орловской губернии. Стаховичи — древний дворянский род. Он упоминается в родословных книгах Полтавской, Черниговской, Московской и Орловской губерний. Первоначальное воспитание и образование, как у всех богатых помещиков, домашнее, под наблюдением гувернера-француза. Затем Москва, приготовление к поступлению в университет, словесный факультет которого он закончил в 1841 году. По окончании его — путешествие за границу на несколько лет. По возвращении — занятия литературой, музыкой, изучение фольклора.
 Мягкость и добросердечность характера таховича сослужили ему плохую службу, став причиной его трагической и нелепой гибели, — он был зверски убит своим бургомистром.
 Газета «Северная пчела» в статье «Петербургское обозрение» писала о Стаховиче: «... При всем благородстве, доброте и человечности так трагически кончил земное существование... Не по одной одежде, но на деле сроднился с русским простонародьем и горячо любил его»*.
А.Ширялин (Поэма о Гитаре)

    ОЧЕРК     ИСТОРИИ
СЕМИСТРУННОЙ  ГИТАРЫ.
 (Публикуется  впервые, стилистика и орфография оригинала печатаются без изменений. Ред. журнала «Гитаристъ»)

Продолжение...
 
ГитаристЪ © 2017