ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ЖУРНАЛА ГИТАРИСТЪ
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ЖУРНАЛА "ГИТАРИСТЪ"
Главная arrow ЛЮТНЯ, ВИУЭЛА
ЛЮТНЯ, ВИУЭЛА
Мы беседуем с солистом-лютнистом Московской государственной академической филармонии,А. Суетиным Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Рейтинг: / 10
Написал Administrator   
09.10.2007

Мы беседуем с солистом-лютнистом Московской государственной академической филармонии, признанным лидером отечественной лютневой школы, заслуженным артистом России, почетным членом ряда европейских лютневых обществ  Александром Суетиным.

 Александр, мой первый вопрос вполне традиционен - как ты пришел в музыку? С чего все начиналось?
 Я вырос в довольно обычной, далекой от профессиональных занятий музыкой семье. Мама (человек эмоциональный и артистичный по натуре) – служащая, но увлекалась театром, играла в любительских спектаклях и даже одно время работала чтицей на радио. Папа – военный, кадровый офицер, много времени отдававший не только профессиональному, но и культурному воспитанию своих подчиненных. Как и многие родители в те годы, они хотели, чтобы я занимался музыкой. Поэтому и отдали меня в музыкальную школу по классу фортепиано. Проучился я там всего год или два. Мне хотелось бегать по улице, играть в игры, заниматься спортом, а не сидеть за инструментом, разучивая бесконечные гаммы и этюды. Может, не повезло с педагогами, не смогли увлечь. В общем, кончилось тем, что школу я бросил. Хотя любовь к музыке у меня не отбили. Я покупал всевозможные пластинки, с удовольствием их слушал.
Когда стал постарше, почти все мальчишки во дворе бренчали на гитаре. И я тоже увлекся, но в отличие от них - серьезно. Настоящих учителей в то время у меня не было. Были разные люди, которые что-то показывали. Я довольно быстро все схватывал и осваивал. Пригодились и азы музыкальной грамотности, полученные в музыкальной школе.
Вообще же с раннего детства я очень любил рисовать, занимался прикладными видами творчества - лепил из пластилина и глины. И поэтому, когда встал вопрос – «кем быть?» – я пошел подавать документы в Строгановское училище на отделение керамики и стекла.
Так вот, иду я, и всё думаю: буду постоянно возиться с глиной, вечная грязь под ногтями…А гитаристы, они так трепетно относятся к ногтям! Я знал одного, который даже курицу руками не ел, берег пальцы от жира.
В общем, эти размышления навели меня на идею попробовать поступить в музыкальное училище. Тем более, что вступительные экзамены там были раньше, и в случае провала я вполне успевал в Строгановское.
У меня была самостоятельно выученная программа, и как выяснилось – довольно сложная для абитуриента (многие в те годы с подобной программой не поступали, а выпускались). На предварительном прослушивании в училище имени Октябрьской революции присутствовал мой будущий педагог – Георгий Иванович Еманов, который меня одобрил, и я смело подал документы.
Мне повезло. Георгий Иванович был настоящим Педагогом с большой буквы. Гораздо больше, чем чисто техническим навыкам, он уделял внимания общему культурному развитию своих воспитанников, учил размышлять, думать. Это был уже достаточно пожилой человек с очень тяжелой судьбой. Георгий Иванович потерял почти всех своих родных и близких, и мы, ученики, были фактически его семьей. Причем, семьей довольно разноплановой по своим устремлениям (один из нас стал классическим гитаристом, второй – роковым музыкантом, третий – композитором, а я – лютнистом). Мы проводили с ним очень много времени, общались, говорили об искусстве и поэзии, любовь к которой привил мне именно он. От природы это был потрясающе мудрый человек, преподававший нам школу жизни. А гитара была лишь одним из предметов этой школы.
– Выходит, что профессионально заниматься музыкой ты стал в 17 лет? Но ведь это достаточно поздно?

Продолжение...
 
ТРОНЬ РУКОЮ СТРУНЫ ЛЮТНИ Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Рейтинг: / 6
Написал Administrator   
09.10.2007
В современных исследованиях мировой музыкальной культуры содержится немало примеров тому, как неверная интерпретация тех или иных исторических фактов порождает многочисленные заблуждения и, в конечном итоге, искажает истину.
Один из них - восприятие лютни как исторического этапа в развитии всеми любимого и популярного инструмента - гитары. С этой точки зрения лютню («королевский» инструмент, «инструмент Его величества») зачастую характеризуют не иначе как «мать гитары». Тем самым ее роль существенно умаляется, и лютня представляется лишь неким атавизмом, выполнившим свое историческое предназначение и ушедшим вглубь веков.
Цель нашей статьи  предоставить читателям некоторые из наиболее достоверных сведений об истории формирования и развития лютни.
Лютня как музыкальный инструмент отнюдь не утратила своего самостоятельного значения и продолжает жить полноценной жизнью, имеет ряд почитателей и приверженцев и обладает богатейшими исполнительскими возможностями и репертуаром. В современной музыкальной культуре лютня прочно занимает свою определенную нишу. В большинстве европейских стран она по-прежнему часто звучит в концертных залах, фундаментально изучается в музыкальных учебных заведениях, где преподается класс лютни, или (по крайней мере) старинной музыки, хорошо знакома как профессионалам, так и широчайшему кругу любителей-меломанов. Этому есть логическое объяснение. Лютня  инструмент чисто европейский, и весь лютневый репертуар  музыка, понятная и естественная для восприятия европейцев.
К сожалению, в России в силу ряда причин лютня превратилась в своего рода эксклюзив, понимание которого доступно лишь эстетам. Большинство музыкантов (и, как ни странно, даже гитаристов!) в нашей стране не имеют практически никакого представления об истинной природе лютни и ее исполнительских возможностях.
Продолжение...
 
ГитаристЪ © 2017