ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ЖУРНАЛА ГИТАРИСТЪ
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ЖУРНАЛА "ГИТАРИСТЪ"
Главная arrow Новости arrow Неизведанный остров гитары
Неизведанный остров гитары Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Рейтинг: / 4
ХудшаяЛучшая 
Написал Administrator   
24.11.2007

В настоящее время в российских музыкальных вузах постоянно проводится множество научно-практических конференций. Целью их исследований обычно являются вопросы истории и теории музыки, творчества и образования, искусствоведения и педагогики. Однако течение культуры с каждым днем меняется, так на современном этапе особую актуальность приобретает столь любимый и популярный в нашей стране инструмент, как классическая гитара.

Гитару можно считать мировым инструментом. Она имеет многовековую историю своего развития, так даже при определении предшественника специалисты нередко расходятся во мнениях. Но в то же время гитара сегодня для нас – новый, неизведанный мир. Раньше она никогда не находилась в центре бурной полемики. Но с недавнего времени у исследователей специфики гитарной музыки появилась уникальная возможность научного общения и обмена опытом в области исполнительства и преподавания.
Так, в 2005 году в г. Тамбове (ТГМПИ им. С.В. Рахманинова) была организована I международная научно-практическая конференция «Классическая гитара: современное исполнительство и преподавание. Она стала серьезным шагом в изучении данного вопроса. Научным руководителем и одним из организаторов стал лауреат международного конкурса, проректор по концертной деятельности и международным связям ТГМПИ им. С.В. Рахманинова Виталий Ганеев.
Конференция 2005 года стала лишь началом данного вида деятельности. 12-13 апреля 2007 года в Тамбове состоялась II подобная конференция. За это время у нее появилось множество соратников. Помощь ТГМПИ им. С.В. Рахманинова в организации этого мероприятия оказали Управление культуры и архивного дела тамбовской области, а также Ассоциация развития гитарного искусства при поддержке Общественного фонда «русское исполнительское искусство». Как видим, конференция постепенно входит в русло постоянства, что свидетельствует о новом возросшем интересе к этому инструменту.
Конференция включала в себя комплекс различных мероприятий: проведение семинаров, концертов, творческих встреч и, кроме того, публикацию сборника тезисов. Все они были направлены на обсуждение современных проблем гитарного мастерства. А, как известно, проблем этих и сложностей достаточно много. Широкий диапазон проблематики точно отражен уже в названии конференции – «Классическая гитара: современное исполнительство и преподавание».
Гитара становится динамично развивающимся инструментом. В системе дополнительного и профессионального музыкального образования у ребят возникает желание нового познания. В результате возникает проблема педагогических кадров. Как высказывались некоторые участники конференции, в музыкальных школах и средних специальных заведениях сейчас выпускается мало специалистов. Во многих вузах, в том числе и нашем, гитаристов не так много. Однако конкурсы последних лет особенно насыщенны, что заставляет абитуриентов задуматься о повышении профессионального уровня.
В трудностях гитарного искусства были призваны разобраться более 40 специалистов-исследователей, преподавателей, аспирантов и еще получающих образование студентов. Среди них были представители российского образования, а также специалисты зарубежных учебных заведений – Германии, Украины, Белоруссии. Приятно, что проблемы в данной области музыкальной культуры волнуют и иностранных музыкантов, которые готовы к сотрудничеству и обмену своими впечатлениями. Многие участники уже были на прошлой конференции. Среди них представители Санкт-Петербурга, Москвы, Тамбова.
Ведущие специалисты поделились разнообразной информацией. Тематика каждого из докладов была крайне интересна и познавательна. Доклады были посвящены некоторым особенностям развития гитары, вопросам исполнительской культуры учащихся дополнительного образования, акустики современной гитары, проблемам аппликатуры и т.д. Затронутые проблемы оказались интересны профессионалам других областей. Удалось познакомиться с положением гитары в других крупных городах России. Этому был посвящен доклад кандидата педагогических наук, представителя Екатеринбурга В.И. Попова. В Екатеринбурге дело обстоит иначе. Уже в 1994 году состоялся I фестиваль, посвященный участию гитары в симфоническом оркестре, который проводится раз в три года, а I конференция по классической гитаре «Музыкальные традиции современной России» состоялась в 1996 году.
Несмотря на все имеющиеся проблемы, гитарная музыка в той или иной степени существовала и развивалась всегда. С начала XX века эти проблемы оповещает журнал «Гитаристъ», первый выпуск которого вышел в 1904 году. Показательно, что представители этого издания приняли участие в конференции. В торжественном открытии выступил главный редактор В.Д. Волков. Во время конференции возникла бурная дискуссия, в которой были затронуты вопросы акустики, гитарной техники, специфики звукоизвлечения. Не обошлось на конференции и без приятных сюрпризов. Российский журнал «Искусство и образование» в связи с данным событием организовало конкурс на лучшую статью о гитарной музыке.
Деятельность научно-практических конференций уже на сегодняшний момент приносит свои результаты. Сложности гитарного исполнительства становятся в один ряд с основными проблемами музыкознания. Хочется верить, что надежды, связанные с предыдущей конференцией реализовались и принесли новые плоды общения, знакомств и открыло новые перспективы.


Бурамбаева Светлана Евгеньевна
Студентка I курса отд. «Музыковедение» ТГМПИ им. С.В. Рахманинова

 
< Пред.   След. >

РЕКЛАМА
реклама

ГитаристЪ © 2017