ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ЖУРНАЛА ГИТАРИСТЪ
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ЖУРНАЛА "ГИТАРИСТЪ"
Главная arrow Статьи arrow Сергей ИЛЬИН о фестивале «Виртуозы гитары - 2009»
Сергей ИЛЬИН о фестивале «Виртуозы гитары - 2009» Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Рейтинг: / 6
ХудшаяЛучшая 
Написал Administrator   
24.08.2009
Сергей ИЛЬИН
О фестивале «Виртуозы гитары - 2009»

С 17 по 23 января 2009 года в Санкт-Петербурге состоялся VI Международный фестиваль-конкурс «Виртуозы гитары – 2009».
Традиционно в январе, поэтому каждый раз первый в году. Программа фестиваля включала выступления гитаристов в 8-ми номинациях (классическая гитара, электрогитара, бас-гитара, гитара-фламенко, гитарные ансамбли – большие и малые, конкурс композиторов, конкурс свободных программ), а также конкурс мастеров --  изготовителей гитар, международную академию гитары (МАГ) и конкурс научных работ.
В международное жюри конкурса входили: председатель –  профессор Виктор Козлов (Челябинск), профессор Аркадий Бурханов (Новосибирск), профессор Владимир  Доценко (Украина), кандидат искусствоведения Константин Ильгин (Санкт-Петербург), Елена Лебедева (Санкт-Петербург), Хейке Маттизен (Германия), композитор, профессор Штепан Рак (Чехия), Мирослав Симич (Швеция), композитор Юрий Смирнов (Санкт-Петербург), доцент музыкальной академии им. Гнесиных Анатолий Цеп (Москва).
Фестиваль объединил более 250 участников. В самом конкурсе приняли участие более 200 гитаристов из самых разных уголков России, а также гитаристы из Украины и Белоруссии. Первое место в старшей возрастной группе (от 18 лет) завоевал Антон Баранов (Санкт-Петербург), первое место в возрастной группе 9-11 лет получил Дмитрий Кузяев (г. Москва). Среди ансамблей первым стал ансамбль «Торнадо» из Ростова-на-Дону, а среди мастеров-изготовителей гитар ручной работы победил Дмитрий Павлович (Санкт-Петербург).
Концерты открытия и закрытия фестиваля проходили в зале Академической Капеллы. Оба раза этот знаменитый петербургский зал, вмещающий более 800 человек, был полон, и зрители тепло встречали выступления членов жюри и других звезд гитарного искусства. В заключительном концерте первое отделение состояло из выступлений лауреатов конкурса, а второе отделение было посвящено произведениям для гитары с оркестром. Вместе с Малым Петербургским Симфоническим оркестром под управлением Василия Зварийчука выступили Хейке Маттизен с концертом Антонио Вивальди, Валерий Герасимов с музыкой Анатолия Хвана, Елена Лебедева с пьесой Александра Виницкого, Виктор Козлов с пьесой «Буффанада» собственного сочинения. Закончился фестиваль выступлением сводного фестивального гитарного оркестра из 28 гитаристов. Прозвучал Концерт Сергея Ильина «Нордкап» для гитарного и камерного оркестров. Солировали Сергей Ильин и Антон Баранов, а руководил всем этим «действом» Анатолий Цеп.

Через неделю после закрытия конкурса в Петербургском отделении Российского творческого Союза Культуры мы беседовали с главными организаторами конкурса: Первым заместителем председателя, Заслуженным работником культуры Александром Леонидовичем Гавриловым и художественным руководителем конкурса Леонидом Владимировичем Карповым.   Первый мой вопрос был к Александру Леонидовичу о том, чем на его взгляд, этот конкурс отличался от предыдущих?

А. Г.: Вы знаете, мне редко что нравится, но конкурс этого года действительно произвел впечатление, понравился. Очень важным, мне кажется, было участие гитарного оркестра в заключительном концерте, воплотилась давняя идея. И, вообще, этот последний концерт поставил четкую точку добротно прошедшего фестиваля. Конечно, и Штефан Рак  был звездочкой и первого, и второго концертов, и другие музыканты, но мне больше всего запомнилось совместное выступление оркестра гитаристов вместе с камерным оркестром.

СИ: Но давайте немного поговорим об истории фестиваля. Вот говорят – «Вначале было слово…» Вначале была идея… Откуда она возникла? Вы помните, как это было 6 лет назад?

АГ: Прекрасно помню, как вчера!.. Пришел Леонид Владимирович Карпов. К нам ведь многие приходят в Союз со своими идеями… Но, скажу так: только примерно 10% приносимых идей воплощаются. А тогда пришел Леонид Владимирович и сказал: «Давайте сделаем фестиваль. «Виртуозы гитары!». Красиво звучит… Ну и попробовали. Было это в 2004 году. И так понравилось! Конечно, народу было в два с лишним раза меньше чем сейчас, в ДК «Выборгский» это проходило, зал на 4-м этаже, на 300 мест… Но, все же назвали это фестивалем… Конечно, с нынешним фестивалем это не сравнить – и по количеству участников, и по географии. Теперь это вся Россия – 42 региона: Камчатка, Хабаровск, Владивосток, Южносахалинск… Плюс зарубежье – Украина, Белоруссия, Казахстан. Из дальнего зарубежья были Германия, Финляндия, Швеция, Соединенные Штаты… Действительно Международный фестиваль!


СИ: Тогда раскройте пожалуйста секрет такой широкой популярности фестиваля. Как люди о нем узнали и узнают?
АГ: Мы делаем рассылку. У Союза очень хорошая база данных всех музыкальных учебных заведений России. За Рубежом, конечно, посложнее: там больше «сарафанное радио» работает, прежние участники и кто в жюри у нас был – рассказывают… А по России очень много времени и усилий сотрудников уделяется работе с базой данных – электронной рассылке и по почте.  Мы сделали такой опрос на конкурсе – откуда люди узнали? И оказалось, больше всего – это рассылка по почте. Хотя это – удовольствие дорогое, скажу честно. Ведь это надо не только заплатить за рассылку, а напечатать положение, упаковать, марки наклеить, отнести на почту, а это 6500 конвертов! В основном, конечно, это музыкальные школы и училища, немного дворцы культуры и клубы, дома творчества юных. К тому же лет 5 назад мы вступили в Ассоциацию Музыкальных конкурсов России, которая издает свою газету. Эта газета тоже распространяется по музыкальным учебным заведениям, отделам культуры, Министерствам Культуры республик и т.д.

СИ:  Но ведь любой фестиваль – это, прежде всего, еще и бюджет. А с этим делом у нас в стране всегда было трудновато…

АГ: Мы конечно перед началом этого фестиваля переживали: все кричат – кризис, кризис! Ну, думаем, сейчас нам этот кризис устроит… Но тем не менее мы вышли на показатели прошлого года и даже немного превысили их! И по географии, и по количеству участников, и по номинациям, и по представительству жюри – ни один показатель не ухудшился. Это, было вторым моментом, который очень обрадовал.
А по поводу внешнего финансирования, у нашего фестиваля есть одна особенность: он проходит в январе, а бюджет в январе нигде не сверстан. Ни один «тендер» не можем получить.  Это такой «рок» нашего конкурса –  не можем чисто «физически» получить деньги от города. А время это – январь – очень удобное для студентов, преподавателей: поэтому и много участников. Но, тем не менее, в этом году мы получили президентский грант. Приятно! Он, конечно, небольшой, но в определенных вещах выручил. Плюс нужно сказать добрые слова в адрес Комитета по Культуре Ленинградской области – они как-то умудряются немного конкурсу «подкинуть». А остальное, это взносы участников, концерты, школа МАГ и так далее, что называется – «с миру по нитке». Конечно, денег всегда не хватает – на любой фестиваль мероприятие… Было бы больше – был бы призовой фонд больше, были бы лучше другие показатели … Но что делать – надо жить в предлагаемых обстоятельствах!

СИ:  Но, вообще, очень многие люди говорят, что хорошей идеей было организовать всю эту гитарную «стихию» в одном месте. Ведь все и живут там – в общежитии Колледжа Традиционной Культуры – и конкурс проходит там, и МАГ, и мастер-классы и даже какие-то концерты отдельные… Все это «варево» гитарное «бурлит» в течение недели…

АГ: Да, совершенно верно. И, наверно, не открою большой тайны, если скажу, что до проведения «Виртуозов гитары» мы приобрели большой опыт, проводя очень большой конкурс баянистов и аккордеонистов «Петропавловские ассамблеи». Первый прошел в 2003-м году, на год раньше «Виртуозов…» в Лицее «Санкт-Петербург» на южной окраине города на улице Доблести. Там великолепное здание, зал, классы – все хорошо, но трудности с проживанием, близко ничего нет. Приходилось все время на автобусах возить жюри – это все «в копеечку вылетало». А потом нашли вот этот вариант – колледж Традиционной Культуры, где есть и проживание, и зал для конкурса и классы. А для открытия и заключительного концерта, которые требуют хорошего зала и много зрителей – сначала был у нас ДК Газа, Мюзик-холл, Малый зал Филармонии, а потом вышли на Капеллу, где, конечно, очень красиво и удобно.

СИ: А какой из шести прошедших конкурсов собрал больше всего участников?

АГ:  Самый высокий показатель был, по-моему, в 2006 году. Этот год, вообще, был самый благополучный в стране, по-моему. Но он был выше показателей этого года на единицы – буквально на 5-10 участников.
А начинали – всего с 86 было!
 
СИ: Январь понятно у вас (я имею в виду Союз) – «гитарный месяц». Но ведь в течение года вы проводите огромное количество других мероприятий. Чем-то, на ваш взгляд, гитарные отличаются?

АГ: …Вот коллектив у меня какую-то симпатию персональную к гитарам имеет… А что про меня касается… пускай это останется тайной (смеется)! У меня впереди баянный конкурс … вы меня провоцируете… Я всех музыкантов люблю!
СИ: А кого проще организовывать? Или это трудно сказать?

АГ: Да нет – гитары проще. Во-первых, на «Петропавловские ассамблеи» участников в 2-3 раза больше приезжает. Это очень сложный конкурс, потому что их много. И потом приходится многих встречать – это гитару взял на плечо и понес, а аккордеон нести тяжело. Ведь приезжают маленькие дети, их много. Но баянный фестиваль постарше, он еще в конце 90-х зарождался… И гитара его постепенно догоняет!

СИ: Пользуясь случаем, хочу сказать от всех нас – гитаристов – большое спасибо за вашу неоценимую помощь и поддержку гитарного искусства! Ведь многие люди приезжают на фестиваль «Виртуозы гитары» из года в год и очень рады, и любят этот фестиваль. И все говорят, что у нас очень гостеприимные организаторы!

АГ: Я хочу сказать, что у нас круглый стол был 23-го января по итогам фестиваля. И, когда обсуждали как, вообще, гитара развивается, что начинают сейчас играть, мне это очень понравилось. Говорили, что в России больше стали признавать гитару, серьезней становятся музыканты. И это говорили люди с самых разных городов. А то, что мы помогаем нашим конкурсом этой общей тенденции – это, конечно, тоже очень порадовало.

После этого в беседу включился художественный руководитель фестиваля, президент Международной Академии Гитары, преподаватель Петербургской Консерватории и Университета Культуры и Искусств Леонид Владимирович Карпов.

ЛК: Я хочу сначала внести некоторые уточнения. Зарождалась идея фестиваля и конкурса все же намного раньше, еще году в 2000-м, когда Союз работников культуры  проводил конкурс гитарных мастеров и когда мы впервые встретились с Александром Леонидовичем Гавриловым. А теперь «Виртуозы гитары» – это, можно сказать, некий гитарный «форум», который состоит из 3-х составляющих: конкурсные выступления участников, фестивальные концерты и сессия Международной Академии Гитары (МАГ). Я помню, когда мы открывали в первый раз сессию МАГ, на открытие приехал знаменитый Джон Дюарт – всемирно известный гитарист и композитор. Это был его третий и последний визит в Санкт-Петербург. На вторую сессию приехало более 70-ти участников, наверное, больше всего за всю историю МАГ – это была новая идея, и гитаристы на нее откликнулись. А сейчас это уже и фестивальные концерты, и конкурс –поэтому можно, наверно, назвать это все одним словом «форум». Кстати идея организации гитарного оркестра была уже тогда, ведь на первом фестивале в ДК Газа участвовал оркестр гитаристов-участников международной академии под руководством композитора, Заслуженного деятеля искусств Игоря Владимировича Рехина. Он тогда впервые предложил идею и методику коллективной импровизации в оркестре. Но тогда это был еще первый пробный шаг, а на этом фестивале мы увидели уже, если можно так выразиться, профессиональную форму выступления подобного оркестра со специально написанной для него музыкой. К тому же на сцене было 28 гитаристов, и это была «сборная гитарного Союза»!
Очень приятно, что из года в год растет уровень гитаристов не только в техническом плане, но и в смысле понимания музыки. И действительно, гитара постепенно встает в один ряд с такими инструментами, как струнные смычковые или фортепиано.
Мне, как художественному руководителю конкурса, с самого начала импонировала идея, чтобы гитара была представлена, скажем так – в самых разных лицах. Потому что действительно на сегодняшний день она является инструментом универсальным: это и народный, интернационально-народный инструмент, и в то же время инструмент профессиональный, который участвует в самых разных жанрах мировой музыки вообще. Это и джаз, и рок-музыка, и классика… Кроме того есть инструменты – предшественники современной классической гитары – лютня, виуэла, старинная гитара, романтическая и т.д. Даже в нашем конкурсе уже присутствует номинация «лютня» и, может быть в дальнейшем, мы будем вводить и старинную гитару. Пока что участников-лютнистов еще нет, но номинация уже открыта и я думаю, что мы привлечем исполнителей. Тем более, что в составе жюри в этом году был специалист в области старинной музыки – профессор новосибирской консерватории Аркадий Бурханов.

СИ:  А насколько все же в количественном отношении «перевешивает» классическая гитара?

ЛК: Классическая гитара в смысле количества участников, конечно, сильно перевешивает. Ведь дело в том, что и в других номинациях – электрогитара, акустическая гитара – программа конкурса требует от исполнителя умения играть в различных стилях, она включает и для электрогитары композицию «на основе классической музыки».  Это значит, что гитарист, исполняющий музыку на  электрогитаре должен или импровизацию придумать, или обработку сделать на основе какой-то темы из классики. Обязательных произведений нет, но есть конкурсное задание, предполагающее умение гитариста играть в различных музыкальных стилях.
Что касается номинаций вообще, то у нас в одной группе объединены и классическая гитара, и лютня, и семиструнная гитара. В другой группе идут акустическая гитара и электрогитара. Под акустической гитарой понимается то, что гитара может быть и классической, но с использованием микрофона или других средств обработки звука, а также медиатора и металлических струн. Здесь программа не такая сложная по своим требованиям, но также должна представлять разные стили. Далее идет бас-гитара, как сольный инструмент. Т.е музыкант должен уметь исполнять на бас-гитаре музыку сольного характера под фонограмму или в сопровождении ансамбля. Но в этом ансамбле бас-гитара будет солировать, а не аккомпанировать, как мы привыкли воспринимать бас-гитару в обычном ансамбле. Кроме того среди номинаций есть конкурс композиторов, то есть композиторов, специально пишущих для гитары, причем не обязательно владеющих инструментом – исполнить музыку может другой гитарист. Далее, среди номинаций – конкурс изготовителей гитар ручной работы. Очень интересный конкурс, активно посещаемый гитаристами, и это понятно, т.к. гитаристам нужны инструменты, мы зависим во многом от мастеров. Интересна форма проведения этого конкурса. За ширмой на конкурсных инструментах, которые жюри не видит, а только слышит, исполняются  одни и те же фрагменты музыкальных произведений, а жюри оценивает на слух звучание гитары по двум критериям: громкость и тембр.

СИ:  И, конечно, очень важно, что многие гитары покидают мастеров, находят себе «хозяина» прямо на конкурсе, иногда даже еще и не успев занять какое-то место.

ЛК: Да, бывают даже случаи, когда гитара уже кем-то куплена, но мастер просит нового владельца выставить гитару на конкурс, чтобы показать свою работу. Так было, например, в прошлом году, когда немецкий мастер заявил свою гитару, а ее владелец, живущий в Эстонии, привозил ее на конкурс. И она заняла первое место! Когда после этого я был во Франкфурте на Международной Музыкальной выставке, то видел этого мастера – его зовут Дитер Копф – и он с гордостью носил нашу медаль «Виртуозов гитары», хотя он и без этого в Европе хорошо известен.
Новый конкурс, который проходит уже второй раз – это интернет-конкурс научных и методических работ. Это интересный конкурс, здесь могут быть представлены и методические работы, и сборники упражнений для гитаристов, пособия по становлению техники учащихся и т.п. Это могут быть и технические разработки по совершенствованию конструкции инструмента, и другие прикладные изобретения и усовершенствования, связанные с гитарой. Например, гитарист – Миро Симич по происхождению из бывшей Югославии, но живущий в Швеции много лет. Он 20 лет разрабатывал собственную систему по уходу за ногтями – рабочим инструментом гитариста – это специальные эфирные масла, которые позволяют сохранять ногти и стимулировать их рост, специальные пилочки для шлифовки и комплекты для специального ремонта ногтей.
Кроме разнообразных номинаций почти все, что связано с гитарой мы стараемся поместить на нашем форуме «Виртуозы Гитары». И литература нотная, и аудио и видео материалы, и новые сочинения звучат, порой довольно неожиданные…
Например, в прошлом году у нас в концерте принимал участие ансамбль старинной музыки под управлением В. Шуликовского. С этим ансамблем в качестве солистов выступили не только гитаристы-классики. Аркадий Бурханов играл на старинной гитаре, композитор из США Апостолос Параскевас исполнял музыку собственного сочинения. Он использует в своей музыке многие «нетрадиционные» музыкальные приемы, как например, в одном сочинении он разбивал стекло, лежащее на металлической бочке – это была заключительная кульминация сочинения! А в нашем концерте он использовал теннисные шарики, положенные на струны гитары…
СИ:  Наверно невозможно перечислить сейчас всех интересных людей, которые бывали на ВиртуозахГгитары, но все же, может быть – самые запоминающиеся всречи…

ЛК: Да, конечно, я уже говорил о Джоне Дюарте. Это лауреат премии «Грэмми» всемирно известный гитарный композитор… Наверное, не найдется ни одного гитариста в мире, кто бы не слышал это имя. Другой известный музыкант – композитор, профессор Чешской национальной академии музыки Штефан Рак, который участвовал в этом году – личность очень яркая и запоминающаяся. Хейке Маттизен из Германии, тоже приезжала в этом году, ее выступление было очень эффектное, яркое, эмоциональное, это было красиво. Почти все российские ведущие гитаристы участвовали в нашем форуме: профессор Виктор Козлов (Челябинск), профессор Аркадий Бурханов (Новосибирск). Москвичи –  Евгений Финкельштейн, Анастасия Бардина, Александр Винницкий, Дмитрий Илларионов  – все они великолепные и неповторимые музыканты, каждый из которых известен среди гитаристов всего мира и работает в своем собственном направлении. Кстати, Миро Симич участвует в каждом нашем фестивале с момента его основания. Фестиваль Виртуозы Гитары ему настолько нравится, что он с нетерпением каждый год ждет это событие. Миро Симич недавно звонил, благодарил за прекрасную организацию. Он ведь участник многих гитарных фестивалей в мире: в Сингапуре, в Норвегии, в Швеции, в Германии… И он отмечает, что наш – все же отличается от всех остальных фестивалей особой дружелюбной атмосферой. Конечно, материальные возможности у нас довольно скромны, но по какой-то особой атмосфере, энтузиазму, может быть  особому единению гитаристов, он говорит, что мы явно отличаемся от других. Кстати, очень многие об этом говорят. Вот Штепан Рак, который был в 72-х странах мира, сказал, что «…ваш фестиваль идет от сердца!».
СИ:  Да, говорят, что у каждого фестиваля свое лицо… А чем еще на ваш взгляд наш отличается от других?
ЛК: Наверное, он отличается и содержанием, и формой – например, почти все мероприятия фестиваля проходят в одном месте. Это целая неделя плодотворного общения, где все – и участники, и жюри, и организаторы живут в одном месте. Концерты фестивальные проходят в одном из лучших европейских залов, не каждый фестиваль может позволить себе иметь такой зал. Зарубежные члены жюри часто удивляются, что концертные залы полны зрителями, для них это сейчас стало редкостью! Конечно, благодаря Союзу работников культуры у нас организация всего фестиваля проходит на очень высоком уровне: репетиции, переезды, работа жюри, семинары, лекции – все расписано до минут. По основным своим составляющим большинство фестивалей, в общем, похожи друг на друга. Вот, например, недавно я был в Челябинске – уральский регион, много городов где есть профессиональные гитаристы и обучение игре на гитаре, тоже интересный фестиваль. Но все же у нас складывается вместе целая совокупность факторов. Во-первых, Санкт-Петербург – один из красивейших городов мира, город с прекрасной архитектурой. Его местоположение близко к Европе… Недавно в Москве открыли «филиал» нашего фестиваля «Виртуозы гитары»… (смеется). Настолько понравилось название, что Московская филармонии решила сделать свой фестиваль с таким же именем. Там, правда, только фестивальные концерты без конкурса, но название взяли у нас. Получается, что в Москве – наш филиал, поскольку у нас название было зарегистрировано официально в 2004-м году. Я кстати сразу же подумал о том, что если там проводится одноименное мероприятие, то имело бы смысл сопоставить их по времени и тех же артистов задействовать в обоих городах. Так, например, это делается в Белоруссии на фестивале «Ренессанс гитары», который проходит сначала в Минске, а потом в Гомеле. Мы уже обсуждали этот вопрос с гитаристами из Москвы, видимо теперь дело за организациями-учредителями.
СИ:  Ну и наверно, последний вопрос: какими видятся перспективы развития фестиваля?
ЛК:  В этом году мы ввели две новые номинации: ансамбли семейные и ансамбли – учитель и ученик. Пока еще они не очень «осмыслены» конкурсантами, но мне кажется эти обе номинации очень перспективными. Во-первых, можно и преподавателю как-то себя реализовать. Раньше ведь не было конкурсов никаких. Вот во время нашей молодости был один конкурс – всероссийский – который проходил раз в 7 лет и до 35 лет было ограничение возраста! Но преподаватель, может быть он уже не совсем хорошую для сольного выступления форму имеет, но в ансамбле с учеником может достаточно хорошо себя показать. Семейные ансамбли тоже очень расширяют сферу семейного досуга и стимулируют детей к занятиям гитарой, служат прекрасной формой семейного времяпрепровождения. Есть и другие новые идеи…
В беседу снова включается Александр Леонидович Гаврилов:
АГ: Ну, куда расти – конечно, есть. Я со своей стороны могу сказать, что самое больное место – это недостаточное освещение фестиваля в средствах массовой информации. Понятно, что город наш богат самыми разными музыкальными событиями, но все же, как мне кажется, этот конкурс достоин гораздо большего внимания.
СИ: Во всяком случае, публика, мне кажется, его очень любит!..
АГ: Совершенно верно! Поэтому в этом направлении мы  будем работать. Второе направление деятельности – это возможно большее представительство на конкурсе стран дальнего зарубежья. Конечно, это не очень просто и информацию распространять не так легко, но зарубежных участников должно быть больше. Они не пожалеют! И нашим музыкантам, конечно, будет очень интересно встречаться на конкурсе и с ними. В этом смысле Санкт-Петербург, конечно, имеет очень выгодное положение по сравнению с другими регионами России. Все же «окно в Европу»… Поездка из Европы на конкурс в центр России дороговата для многих, а Петербург в этом смысле значительно доступнее.
ЛК: У нас, кстати, есть идея привлечь (в этом году пока не получилось) такие известные нотные издательства, как Chantarelle, Матани Офи – издательство, выпускающее нотную литературу для гитары, и других, чтобы они могли познакомить наших гитаристов со своей продукцией и распространить информацию о нашем фестивале во всем мире. Собираемся больше привлекать гитарных мастеров из других стран. Важно также, что фестиваль, не заканчивается в январе. Концерты под этим названием проходят и в течение года. Причем не только в Петербурге, но и в других городах. Это важно  и для лауреатов конкурса, которым, конечно, необходима концертная практика. Так, кстати, делается на знаменитом конкурсе GFA в США, где победитель в качестве приза получает еще и концертный тур по Штатам. Мы могли бы тоже учредить подобную премию, но для этого нужно дополнительно гастрольную работу наладить, поставить на твердые рельсы.
К концу нашей беседы один из совсем молодых сотрудников Союза Работников Культуры Антон Сапунов  «не выдержал» и включился в разговор со своими впечатлениями: 
АС: Я в этом году впервые был на фестивале «Виртуозы гитары» и хочу пожелать всем любителям этого инструмента, гитаристам, вообще любителям музыки обязательно посетить это мероприятие. Я не профессиональный музыкант, но мне было необыкновенно интересно открыть для себя гитару, как совершенно другой – серьезный инструмент!
Для меня это эмоциональный заряд надолго!
         Январь 2009

Последнее обновление ( 24.08.2009 )
 
< Пред.   След. >
ГитаристЪ © 2017