ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ЖУРНАЛА ГИТАРИСТЪ
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ЖУРНАЛА "ГИТАРИСТЪ"
Главная arrow Статьи arrow Между импровизацией и интерпретацией
Между импровизацией и интерпретацией Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Рейтинг: / 3
ХудшаяЛучшая 
Написал Administrator   
17.09.2010

Интервью с известным немецким гитаристом и педагогом

Иоханнесом-Тонио Кройшем, провёл наш специальный

корреспондент в Германии                               Геннадий Пильч

 

Иоганнес Тонио Кройш, (1970 г.р.)  после окончания  Высшей музыкальной школы  занимался философией в мюнхенском Университете и параллельно с этим поступает в «Моцартеум» (Академия Моцарта в Австрии в г. Зальцбурге), где учился  у таких знаменитых виртуозов            гитары, как австриец Эллиот Фиск и кубинец Хоакин Клерч, затем продолжил свои занятия в Джульярдской Высшей школе в Америке                                 у Шарон Избин,  а чуть позже у известного в гитарном мире уругвайского гитариста и педагога Альваро Пиерри. После своего успешного дебюта в Америке в Карнеги-холле в 1996 г. он многои успешно концертирует, как солист, а также в составе камерного ансамбля  в различных странах Европы, Азии и Латинской Америки, записывает свои программы на СD, ведёт  класс гитары в Мюнхенском Университете, регулярно проводит масте-классы на международных фестивалях, публикует свои статьи в специальных гитарных журналах, а также является артистическим директором международного гитарного фестиваля в г. Херсбруке (Германия).

 

Мне удалось встретиться с И.-Т. Кройшем сразу после его замечательного сольного  концерта состоявшемся на международном фестивале гитаристов в г. Эссене (Германия).В интервью, которое он любезно согласился дать для читателей нашего журнала, И.-Т. Кройш рассказал о своём творчестве,  педагогической и концертной деятельности, а также высказал свои взгляды относительно положения, которое занимает гитара в современном музыкальном мире и рассказал о связанной с этим проблематике.Вот как выглядела наша с ним беседа:

 

Геннадий Пильч (далее: Г.П.) :  Иоханнес, расскажи, пожалуйста, где и когда ты начал заниматься гитарой?  Что способствовало твоему увлечению именно этим инструментом?

Иоханнес-Тонио Кройш ( далее:  И.Т-К.) :  Основной импульс для занятий музыкой  получил дома, от родителей, особенно от мамы, которая сама является пианисткой. Музыка с раннего детства постоянно окружала меня в родительском доме и была совсем не второстепенным  делом, а скорее - наоборот, и по своему значению занимала  такое же значение в повседневной жизни как учёба в школе, работа и другие важные ежедневные обязанности. У нас дома всегда очень много музицировали, наши  с братом и сестрой занятия музыкой проходили больше в игровой форме, причём инициатива к собственному творчеству поощрялась и поддерживалась больше чем определённые достижения

в технике игры на инструменте. Я начал свои музыкальные занятия на фортепиано, потом учился играть на кларнете и саксофоне.Я вспоминаю, что когда мне было 10 или 11 лет, то я, собственно говоря, не имел большого желания посещать занятия музыкой. Тогда я сказал своим родителем, что, если я  буду продолжать занятия музыкой, то только на гитаре. Но я  не сразу нашёл себя в мире классической гитарной музыки. Как-то один раз я услышал на гитаре какое-то произведение И-С. Баха и был так сильно очарован этой музыкой, что это и послужило для меня стимулом начала моих серьёзных занятий гитарой.

Г.П.:   А кто был твой первый преподаватель по гитаре? Интересно также было бы узнать, кто из твоих педагогов оказал на тебя наибольшее влияние?

И.Т-К.:  Хорошую музыкальную базу я получил дома от родителей, за что очень им благодарен. Это явилось хорошей основой для продолжения моих занятий в Высшей Музыкальной Школе. Большое занчение имели для меня занятия у таких известных гитаристов как, австриец Эллиот Фиск, и кубинец Хоакин Клерч в «Моцартеуме» (Зальцбург, Австрия), а в дальнейшем в Америке в Джульярдской Высшей музыкальной школе у Шарон Избин. Также очень важными для моего музыкального образования были занятия у Альваро Пиерри, прекрасного уругвайского музыканта, много разных семинаров которого я посетил. Эти семинары А.Пиерри оказали влияние на меня не только как на исполнителя, но также и как на преподавателя.  Как преподаватели мы всегда должны осознавать ту ответственность, которая накладывается на нас в том отношении, чтобы через музыкальное образование мы смогли дать детям, молодёжи и взрослым значительно больше чем просто владение инструментом. На мой взгляд, намного важнее, в первую очередь пробудить у учеников творческую фантазию, дать им такой импульс, чтобы развивать у них любовь к музыке и желание принимать активное участие в музыкальной жизни. Я очень скептически смотрю на такой подход в развитии студентов, который к сожалению, особенно часто встречается в современном академическом образовании, когда их стараются обучать всё сильнее в направлении технического совершенства и предъявляют односторонние  требования определённых конкурсных достижений.  Я не считаю такой подход правильным. Как и во многих других областях жизни современного общества, мы можем заметить также и в музыке, такое явление как «стандартизация». При таком отношении индивидуальность отступает далеко на задний план. Я считаю, что ученика необходимо постоянно побуждать, стимулировать  к собственному творчеству. Сократ, однажды высказал такую мысль: «Учиться - означает вспоминать». В идеале, ученик всегда должен помнить о том, что свой правильный путь в искусстве он должен найти сам, своими собственными силами, а преподаватель, по моему глубокому убеждению, должен быть только его проводником, сопровождающим его на всём этом пути.Я всегда стараюсь способствовать своим ученикам в том, чтобы гитара была для них ничуть не более чем средством, помогающим им реализовать взаимодействие между собой и окружающим миром.  Я смог получить очень много от своих учителей и очень им благодарен за то, что они побудили меня искать свои собственные пути и следовать им. Во время моего обучения я всегда искал различные переходы к последующему более высокому уровню, и доверял тем учителям, которые поддерживали свой авторитет не пустыми словами, а характером своих действий и своим желанием постоянного самосовершенствования. Я также очень благодарен тому, что я имел благоприятную семейную обстановку, в которой с ранних лет все занимались музыкой. Таким образом, музыка была для  меня чем-то самим собой разумеющимся.

Г.П.:  Какое значение имели для тебя занятия философией и какое отражение

это получило в твоей музыке?   

И.Т-К.:  После сдачи экзаменов на аттестат зрелости я не сразу был уверен что хочу изучать музыку и что это станет моей профессией. После долгих лет в школе я, наконец, захотел изучать что-то, что очень сильно смогло бы меня вдохновлять духовно.Поэтому я и взялся за философию. С моей точки зрения это совсем не являлось заблуждением,  когда чувствуется влечение к философскому богатству идей, особенно будучи музыкантом или художником, так как музыка и искусство представляют собой некий  схожий пограничный опыт, который проявляется у нас в своеобразной конфронтации по отношению ко всему материальному. Когда артист исполняет музыку со всей душой и вдохновением, он приближается к Богу, сказал однажды дирижёр Сержиу Селибидаче. Фактически эти виды искусства, которые приоткрывают людям двери в этот потусторонний противоположный материальному мир, где в совместном музицировании или прослушивании  концерта неожиданно переживаешь это ощущение какой-то общей незримой связи, где познаёшь животворящую силу прекрасных форм или звуков, которая возникает,                когда образуется глубокое единство со слушателем или наблюдателем и тогда тебя окрыляет мысль возвышенными идеями... И я думаю что музицирование также открывает нам это: что уносишься от материальных мыслей типа: «Скорее! Выше! Дальше!...». Мой последний СD содержит композицию «Pantha Rhei», носящую также философское название. Греческий философ Гераклит высказыванием: «Pantha Rhei» что означает «всё течёт», хотел оказать что всё сущее первично по отношению к будущему. Этот CD содержит исключительно те импровизации, которые я записал в дуэте с джазовым исполнителем на тромпете Маркусом Штокхаузеном. Я думаю, что это название относительно мысли Гераклита очень сочетается с идеей импровизирования, так как импровизация также несёт в себе постоянный оттенок Будущего, то есть, саму сущность изменений.  

Г.П.: Йоханнеес, ты можешь рассказать что-либо о дуэте со своей женой? Какие произведения для совместного исполнения в дуэте вы предпочитаете?

И.Т-К.: В настоящее время мы играем программу с сонатами Баха, Шуберта и Моцарта. Мы гитаристы были, к сожалению, очень обделены великими композиторами, так что мы их труды можем видеть в транскрипции. И я считаю, что скрипка и гитара действительно очень хорошо подходят друг к другу, для того, чтобы эту музыку сделать истинно одухотворённой и даже для того чтобы открыть в ней некоторые новые уровни измерения. Для меня это действительно что-то совершенно чудесное,  иметь возможность играть эту музыку и особенно - вместе со своей женой.

Г.П.: Какое  у тебя мнение о конкурсах, какие преимущества и недостатки, по твоему мнению, имеют конкурсы? Какие для тебя критерии являются наиболее важными при приглашении гитаристов на фестиваль: число призов на конкурсах или что-то другое?

И.Т-К.:  Когда я приглашаю музыканта на свой фестиваль, меня не интересует, побеждал ли он  в каких -  либо  конкурсах и участвовал  ли он в  них вообще. Меня интересует  только, развил ли этот музыкант, которого я приглашаю свой собственный музыкальный язык, обозначил ли своим подходом  и исполнительским талантом новые пути. При этом речь идёт не о моём вкусе, а о том, что я стараюсь  представить на фестивалях как можно больше различных вариантов интерпретации.Что касается самих конкурсов, то я считаю,что конкурсы имеют,как положительные так и отрицательные стороны. С одной стороны конкурсы предлагают новые возможности для юных музыкантов померяться  силами с другими, произвести взаимообмен свежими идеями, познакомиться  с различными интерпретациями  и исполнительскими подходами и, таким образом, значительно расширить свой горизонт. С другой стороны я нахожу, что «конкурсному мышлению» в музыке не место. По моему мнению, не следует концентрироваться только на   совершенствовании и безошибочности при занятиях музыкой, а на том, может ли музыкант что-либо основательно высказать своим творчеством. Да, победа на конкурсе часто привлекает только моментальное внимание и затем всё зависит от того, что сделаешь ты из этого сам. Я считаю, что каждый педагог  должен  спросить себя, насколько работа над техническими показателями и успехи над конкурсах действительно являются профессиональной подготовкой и будут ли студенты вовлечены   в такой мир искусства,который очень мало общего имеет с профессионализмом.Думаю, что намного важнее, когда юные музыканты вдохновляются своими  учителями, чтобы обнаружить свой собственный голос и творчески развиться в музыке и  в жизни.          

Г.П.: Во время концерта я заметил,  что ты  играешь на двух различных  гитарах. С какой целью ты это делаешь?

И.Т-К.:   Для исполнения некоторых произведений я часто использую очень разные  гитарные настройки, а также и специальные инструменты, такие как карандаши, скрепки  для бумаг или кольца, которые я вставляю между струнами. Это создаёт возможность  открыть новые пространства звучания и звучать гитарам часто  как и другие щипковые инструменты, такие, как, например, Ситара, Кора или Кото.                                                                                                                                               В моей новой соло-программе я неоднократно применяю соответствующие гитарные настройки. Для того, чтобы они лучше сохраняли необычные гитарные настройки я всегда имею рядом две гитары. Таким образом гитару, на которой прямо сейчас я не играю, я могу всегда подготовить и заранее   установить настройки. Для того,  чтобы я себя ощутил с инструментом комфортно, я должен, конечно, очень интенсивно поработать и подготовиться для выступления.

Г.П.: Что ты можешь рассказать о своём сотрудничестве с современными  компози-торами?

И.Т-К.: Я считаю, что гораздо увлекательнее - это когда композитор постоянно работает над музыкой для гитары, чем когда известный композитор пишет для гитары свою собственную коронную работу и потом практически больше не прикасается к инструменту. Но даже и в этом случае могут быть созданы важные и существенные работы, подумать только о сонате для гитары Хинастера! Но когда  композитор выделяет большее пространство для гитары в своём творчестве, тогда  он может всегда вглядываться глубже в душу этого инструмента и из этого опыта внести ещё более интенсивный вклад в  расширение репертуара для нашего инструмента. Этот опыт, мне удалось обрести,  например, с кубинским композитором Тулио Перамо. После нашей встречи он в течение нескольких лет  существенно перенаправил  своё творчество в сторону гитары и благодаря этому создал по-настоящему чудесные и значительные работы для этого инструмента. При этом  его произведения в процессе  творчества становились всё интенсивнее и всё более сильнее в них ощущался дух гитары. Благодаря своим произведениям соло и камерной музыке в моих глазах он привнёс  действительно много новизны в сочинения для гитары. И, безусловно, это стало возможным благодаря тому, что он так всецело посвятил себя гитарной музыке. Тулио Перамо и я очень хорошие друзья. Мы познакомились, когда я уже целых добрых 10 лет выступал на гитарном фестивале в Гаване. Благодаря этому потом меня неоднократно приглашали в Гавану и там я играл в обоих его гитарных концертах  с местным национальным и симфоническим оркестром.  С течением времени Тулио писал для меня всё новые произведения для гитары, которые можно услышать на моём CD   « Портреты Кубы». Его работы появляются в моём издательстве: Verlag KreuschBrosPublishing и могут быть заказаны по e-mail: k Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script

       В 1994-м году я впервые встретил Тулио Перамо в Гаване в первый раз во время гитарного фестиваля. Во время своих концертных путешествий я всегда стараюсь изучить музыкальную сцену страны и повстречаться с работающими там композиторами. При этом всегда встречаешься снова и снова с удивительными людьми, чьи работы стоит открывать  и способствовать их известности.  В 1994-м году тогда 23-х летний я чувствовал себя очень польщённым когда Тулио спросил меня после моего концерта, не хотел ли бы я представлять в последующем году  обработку его первого гитарного концерта «Tientos y Cantos». C этого времени мы очень интенсивно сотрудничаем и с течением лет стали             также хорошими друзьями.  Первая композиция, которую он мне посвятил был гитарный концерт «Tres Imagenes Cubanas», который можно услышать в переложении для струнного квартета на CD  и который по приглашению Лео Брауэра я представил в Гаване в 1998-м году. Коронным номером нашего сотрудничества, так глубоко оставшимся в сердце, я считаю цикл песен «Aires de la Tierra». Тулио написл это цикл для концерта, который  он дал в 1999 г. с Нью-Йоркской звездой и певицей  меццосопрано Нан-Маро Бабкханян в зале Карнеги-Холл. Это очень личная работа композитора, который своё первое образование получил в качестве певца.  Тулио написал для меня недавно новый цикл из 5 прелюдий для  соло гитары, которые я воспроизвёл по приглашению Университета в г. Кардиффе в октябре   2006 г. Я просил его написать этот цикл, так как я исполнял в том же самом концерте рукописную версию прелюдий Вилла-Лобоса. Я спросил Тулио, мог ли он себе представить, что напишет цикл, который будет сориентирован на прелюдии  Вилла-Лобоса. Впрочем, рукописи прелюдий Вилла-Лобоса также по многим  пунктам значительно отклоняются от известных печатных версий его произведений. Это действительно просто восхитительно, что такие известные произведения позволяют  ещё открыть в себе  ещё столько много нового! Я запишу прелюдии Вилла-Лобоса и прелюдии Тулио Перамо в этом году на свой новый CD. 

 

Г.П.: Кто изготовил твою гитару? Ты доволен своим инструментом? Соответсвует  ли он  твоим  профессиональным запросам?

И.Т-К.: В настоящее время я играю на чудесной гитаре изготовленной  из клёна мюнхенским гитарным мастером Фритцем Обером. При записи многих моих CD я пользовался гитарой  испанского мастера Пако Марин. В исключительно особенные моменты я играю на моей чудесной гитаре Германа Хаузера, производства 1935 года. Она имеет  очень своеобрызный и глубокий звук. 

 

Г.П.: Йоханнес, тебе действительно больше нравится гитара,  изготовленная из клёна чем инструмент сделанный из полисандра?  

И.Т-К.:  Мне очень нравятся оба вида. У меня есть чудесная гитара работы испанского мастера Paco Marin, созданная из палисандра и с ней я записал большую часть своих CD.  Этот инструмент имеет чудесный несущий и яркий сильный тон. Тогда мне захотелось инструмент, который отличался бы от этого звучания и поэтому я дополнительно заказал гитару из клёна у Фритца Обера. Это тоже чудесный инструмент, который благодаря своему тёплому поющему тону особенно гармонично сочетается с произведениями Баха или музыкой Ренессанса. Моя гитара Германа Хаузера I также изготовлена из клёна.

Г.П.: А какие тебе ещё нравятся гитары работ немецких мастеров кроме тех,  что ты уже назвал? 

И.Т-К.:  В Германии есть несоклько очень хороших мастеров по изготовлению гитар, таких, как,например: Матиас Дамман или в Мюнхене Герт Эсмиол, который также создаёт поистине прекрасные инструменты. В отношении вопроса качества гитары я могу сказать,что  это всегда зависит от индивидуального вкуса исполнителя . Я например  часто чувствовал,  что какая-либо гитара мне очень нравится в руках исполнителя,  но когда я затем играл на ней сам, я не мог открыть то  волшебство звука снова.

Г.П.: Йоханнес, как ты оцениваешь положение гитары,которое она занемает среди других музыкальных инструментов?

И.Т-К.: Благодаря своему интимному, проникающему звучанию  классическая гитара никогда не будет наполнять зал так, как, естественно его могут наполнить, скажем, пианино  или скрипка. Она также была часто мало замечаема или даже вообще обойдена вниманием  великими классическими композиторами последних столетий, таких как Моцарт, Бетховен и .д. К тому же, гитара имеет намного более короткую                историю чем другие инструменты . Считается,что в Германии впервые гитара появилась  в 1778 году благодаря Герцогине Амалии фон Веймар, которая  привезла её из своего путешествия в Италию. И в руках настоящего артиста гитара всё ещё стоит  в состоянии  некоторого напряжения, а также в несколько натянутых взаимоотношениях   с самими притязательными  солирующими инструментами с одной стороны, но является простым аккомпанирующим инструментом - с другой. Но я считаю, что это тоже открывает гитаре широчайшие возможности. Многие люди знают гитару как современный инструмент из поп-культуры и народной музыки.И как только они  вдруг слышат классическую музыку на гитаре, тогда это становится для них  чем-то очень особенным и удивительным. У меня такое чувство, что многим, также особенно и молодёжи, ещё предстоит в целом открыть для себя классическую гитару, поскольку этот инструмент ещё не настолько полно поглощён консервативными классическими притязаниями. И это действительно просто что-то чудесное, когда мы  как гитаристы открываем по новому транскрипции великих композиторов и можем   их представить в совершенно новом свете, придав им некое второе дыхание, и заставляя их засверкать новыми оттенками. Я думаю, что интимное звучание гитары дарит нам удивительную возможность глубоко прикоснуться к душам людей и нежно и волшебно очаровывать их. Именно во время, когда повседневность становится всё более шумной и раздражающей, это тихое и тёплое звучание гитары создаёт настоящий противовес всему наносному и поверхностному, заставляя нас прислушаться к внутреннему и глубокому как к символу вечного и непреходящего. И поэтому радостно видеть, что классическая гитара с середины последних столетий завоёвывает всё больше и больше признания и также и в занятиях музыкой привлекает к себе всё больше внимания и притягивает всё более широкие слои общества.  В этом отношении, пример таких великих исполнителей как Андрес Сеговия  или Джулиан Брим является очень показательным.  

Г.П.:  Йоханнес,  от имени российских читателей журнала «Гитаристъ» благодарю  тебя за содержательную беседу и желаю тебе новых успехов в твоём вдохновенном творчестве! Мы очень надеемся в ближайшем будущем увидеть твои выступления в нашей стране и желаем тебе больших творческих достижений! 

И.Т-К.:  Спасибо большое, Геннадий, я желаю всем российским читателям журнала  «Гитаристъ» и всем российским любителям и профессионалам классической гитары новых открытий и новых путей в постижении и открытии нашего удивительного  мира имя которому «Классическая Гитара»!

 
< Пред.   След. >
ГитаристЪ © 2017