ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ЖУРНАЛА ГИТАРИСТЪ
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ЖУРНАЛА "ГИТАРИСТЪ"
Главная arrow Статьи arrow История промысла и крестьянский быт села Шихово.
История промысла и крестьянский быт села Шихово. Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Рейтинг: / 14
ХудшаяЛучшая 
Написал Administrator   
25.06.2011

                 История промысла и крестьянский быт села Шихово.

 


Звенигород и звенигородский уезд в дореволюционной России в конструировании гитар имели такое же значение , как в Германии Миттенвальд и Марнекирхен, во Франции Мирекур, а в Испании - Валенсия. Здесь жили сотни кустарей, делавших гитары, балалайки, домры и мандолины для музыкальных фирм Мюллера, Циммермана и других. Большая часть этих мастеров, подчас талантливых, осталась неизвестной и забыта, так как на инструменты их работы наклеены лишь этикетки фирм, на которые они работали.

 

 Внимательный читатель заметит, что в одном из вариантов изданий «Мертвых душ» Н.В.Гоголя, в главе о посещении Чичиковым усадьбы Манилова говорится о балалайках Шиховской фабрики (здесь фабрика в значении производства чего-либо),  которыми будут торговать на выстроенном в его воображении каменном мосту в лавках купцы (экранизация режиссера М.Швейцера 1984 год).

Время издания поэмы относится к 1842 году и следовательно шиховские инструменты- гитары и балалайки, по крайней мере в Подмосковье, были широко известны. Знакомству с ними способствовало и то, что Н.В.Гоголь приезжал и в Вяземы и Перхушково.

Возник этот промысел с конца 18 века, когда монастырские крестьяне стали экономическими, они получили большую свободу и в первую очередь свободу передвижения. В семье шиховского крестьянина Максима Прохоровича Дубровина (1739-1809) было три сына Захар, Андреян и Емельян. Как и гласит народное придание среди уходящих на промыслы в Москву был и Андреян Дубровин, который родился в 1775 году и видимо был в юности мастеровитым, Захар был на шесть лет старше, Емельян на девять младше. Работая в Москве по музыкальной части, он впервые быть может, при случайном ремонте столкнулся с гитарой. Увидев, что она пользуется спросом и за нее дают хорошие деньги научился их мастерить. С 1810 года он уже официально уволен из сельского общества в московские цеховые и в этом же году у него появляется ученик – знаменитый в будущем московский гитарный мастер И.Я.Краснощеков. В Шихово однако он продолжал числится и платил все подати. Только в 1824 году, как следует из ревизских документов Шиховского общества за 1834 год он выбывает в московские мещане. Видимо одна из гитар второй половины 19 века, находящаяся в фондах музея имени М.И.Глинки мастерил уже сын А.М.Дубровина И.А.Дубровин. Внуки Емельяна Максимовича от сына Дмитрия – Александр – 1831 года, Фома – 1833 года и Агап – 1841 года рождения тоже стали гитарными мастерами, но именовались уже Емельяновыми. Другие сыновья М.П.Дубровина – Никита, Филипп, Максим и их потомки продолжали именоваться Дубровиными. Так часто происходило в деревнях, чтобы как-то различать в многочисленных родах их семьи, выделившиеся в отдельные  хозяйства  именовали прозвищами или фамилиями уже другими.

В начале 19 –го века, как писал Стахович М.А. в очерке «История семиструнной гитары»  «это был «инструмент наиболее распространенный в России, потому наиболее, что кроме сословия образованного, на нем играет и простой народ… нет почти ни одной табачной лавочки, где бы не висела, на продажу, семиструнная гитара, ценою от полтинника, до трех целковых, русской выделки, на скорую руку». Обработка больших сельскохозяйственных площадей уже не было насущной необходимостью. Вот и шиховские крестьяне могли найти более выгодные заработки, могли заниматься этим промыслом наряду с земледелием. Наверно, если бы Гварнери и Страдивариус как и шиховские мастера не только создавали свои инструменты, но еще и  пахали, сеяли, косили, дрова заготавливали, лошадей ковали и если надо коров доили, то вряд ли они что – то смастерили. У шиховских мастеров  получалось, и это удивительно. Много позже популярность гитары падает, но остается все же востребованной.

По ревизии 1869 года в Шихово 73 двора из них 7 безземельных. В 1869 году в селении у крестьян было 52 лошади, 77 коров и 60 мелких животных. На каждый двор в среднем приходилось 2,1 голов рогатого скота. Восемь дворов имели по 2 лошади, 29 дворов были без лошадей, 17 дворов без скота. Грамотных 20 мужчин и 7 женщин. В 1876 году 78 дворов из них 17 безземельных. Размер земельного надела на душу (на мужчину) – 3, 3 десятины, из-за нехватки земли отдельные домохозяева арендовали в общей сложности около 80 десятин земли, за которую платили из расчета 2, 6 рубля за десятину, 44 дворов имели одну лошадь, 9 дворов две лошади, 25 безлошадных, 12 дворов без скота.  Например, у Федора Кузьмича Летунова в хозяйстве было 2 лошади с жеребенком, 4 коровы, 11 овец и поросенок. У его брата Николая 2 лошади с жеребенком, 3 коровы, 9 овец и поросенок. У Агапа и Александра Дмириевичей Емельяновых по 1 лошади, по 2 коровы с теленком, 6 овец и поросенку. У Павла Матвеевича Шибалова и Никиты Емельяновича Дубровиных по 1 лошади,  по3 коровы, 5-6 овец и поросенку. У Антона Сергеевича Краснощекова 1 лошадь, 2 коровы с теленком и 7 овец. Из всех селян 24 семьи занимались местными промыслами, 59 мужчин были в отхожих промыслах, из них двое постоянно проживали в Москве. Всего грамотными были 50 мужчин и 10 женщин. В деревне две семьи занимались изготовлением роговых гребней. Рога покупались у мелких торговцев в Звенигороде по 50 копеек за 100 штук, из которых «средне число выходило 100 гребней…и по свидетельству хозяев в зиму продавали на 120 рублей». Чистого дохода выходило 80 рублей. В статистическом отчете отмечалось что «что выгодно было бы работать гребни из рога черкасского скота». Из одного рога в этом случае выходило до 10 гребней. Всего один человек мог изготовить за день 50 гребней и дюжина продавалась по 60 копеек. Гитарным промыслом – или как говорили в то время «работали гитары» 19 дворов, в них 38 мастеров и 7 учеников. Среди них шиховские мастера Никита, Максим Емельяновичи Дубровины; Александр, Фома, Агап Дмитриевичи Емельяновы, Павел Матвеевич Шибалов, Федот Филимонович, Трофим, Егор, Филимон, Николай Федотовичи Суровы, Никифор Захарович Сотский.  В мастерской Федота Филимоновича Сурова работали мастерами 3 сына и один ученик,  Трофим Федотович Суров работал один и сын в учениках. Павел Шибалов работал один. В мастерской Никифора Захаровича 2 мастера и один ученик. Емельянов Агап Дмитриевич работал один и как сказано в статистической ведомости « он яко может работать и скрипки».

Для сравнения в соседнем Луцино в 1876 году был 71 двор из них безземельных 4.  Земельный надел на душу составлял 3,8 десятины. Покос находился за 20 верст, всего 31 десятина. В селе у крестьян 56 лошадей. У 46 крестьянских дворов  по 1 лошади, 5 крестьянских дворов по 2 лошади, 28 - безлошадных.  Занимались сапожным, столярным и токарным промыслами. В отхожих промыслах, в Москве работало до 20 человек, на фабриках – 15, ящичниками – 7, слесарями – 4, чеканщиками -3, другими промыслами -6. Грамотными были 30 мужчин и 10 женщин.

Собираемые сельские (мирские)  сборы распределялись  из расчета: церковному старосте -5 коп с души, церковному сторожу -6 коп. с души, десятскому 25 рублей, сотскому (не показано), на общественный молебен 10 рублей, на школу 15 коп. с души, наем пастуха 130 рублей, на быка 20-25 рублей, лесному сторожу – 60 рублей.

 

В документах Московской губернской управы, а именно в « Делах с описанием мелких предприятий Звенигородского уезда за 1895 год» в Ягунинской волости значилось 23 предприятия занимавшиихся гитарным промыслом. В Шихово: Емельянов Агап Дмитриевич, Антонов (Краснощеков) Василий мл., Шибалов Павел Матвеевич, Климов Василий, Антонов (Краснощеков) Василий стар., Андриянов Назар, Суров Трофим Федотович, Дубровин Максим Емельянович, Симаков Мануил Моисеевич, Суров Николай, Емельянов Фома, Дудашкин Ефим, Лялин Емельян Егорович, Емельянов Владимир, Симаков Иван Семенович, Федотов (Бусов) Дмитрий, Суров Семен Гаврилович, Шкунов Леонтий, Пискарев Лаврентий, Голиков Максим Иванович. В Луцино этим промыслом занимался Поляков Михаил Платонович. В Ягунино Лобанов Николай и Лобанов Лука.

Промыслом занимались исключительно мужчины. Работали восемь месяцев в году. В подавляющем большинстве гитарных предприятий кроме семейных мастеров были и наемные рабочие от 1 до 3 .

 Например, изготовлением гитар у Симакова И. С. , Шкунова Л., Пискарева Л. и Полякова  М.П. занимались 3 семейных мастера и 3 наемных. Емельянов Агап нанимал 2 мастеров. У Дубровина М.Е. 2 семейных и 3 наемных, Лялин Е.Е. кроме 4 семейных еще 4 наемных. Размер мастерских от 7 на 7 аршин до 14 на 10. Аршин = 71 сантиметр. Мастерские были оборудованы верстаками, от одного до пяти.  В Ягунино у Лобановых имелись токарные станки. По описаниям мастерские  были построены из бревна и крыты соломой.

Кроме гитарного промысла в деревне были предприятия Летунова Сергея по изготовлению искусственного барашка, где было 3 наемных рабочих, Кондратова Кондрата – портновское заведение, где 10 мастеров из них 6 наемных. Летунова Федора по изготовлению зеркальных рамок. В книге «Кустарные промыслы» С-Пб.,1897г. показано производство музыкальных инструментов как основное в России: « в селении Белозерово- (17 мастеров и 1 подмастер.) и Шихово – (до 150 человек), инструменты сбываются в Москву по цене от 1р.50 коп. до 40 рублей». В книге «Московское губернское земство в  полувековую годовщину основания земских учреждений. 1864 – 1914», отмечалось –  «промысел музыкальных инструментов сосредоточился в Звенигородском уезде в Шараповской волости, в селениях Белозерово и Татарки, и в  Ягунинской в селениях Луцино и Шихово. В названном  районе «гитарный» промысел существует исстари».

 

После того как исследователь, музыкант и подвижник В. В. Андреев реконструировал случайно найденный в 1896 году в Вятской губернии музыкальный инструмент, назвав его «домрой» и затем на ее основе в содружестве с мастерами Ф.С. Пасербским и С.И. Налимовым создал целое семейство домр от пикколо до контрабаса, мастера Шихова стали мастерить и эти инструменты. Причем  шиховский мастер С. Ф. Буров  в 1908 году, по предложению дирижера Г. П. Любимова, для увеличении звукового диапазона трехструнной домры  сконструировал первую четырехструнную домру с квинтовым строем. В 1914 г. из таких домр был организован квартет, а в 1919 г. — оркестр. На протяжении 1912-1931годов было сконструировано мастером семейство четырехструнных домр квинтового строя. В фондах музея имени М.И.Глинки хранятся 14 инструментов  С.Ф.Бурова  - 7 домр, 6 лир-мандолин, и балалайка.  


Музыкальный инструмент вещь капризная и зависит от материалов, конструкции, качества и технологии  сборки, отделки, фарнитуры, лака и в конце концов условий хранения как исходных материалов так и  уже изготовленного инструмента. Не было раньше газового отопления и хранили материал и инструменты в маленьких помещениях рядом с печью, чтобы не было влажности.

Информацию о старинных шиховских мастерах сохранилась в фондах музея

 имени М.И.Глинки (ГЦММК им. М.И.Глинки), писал о них В.Волков на сайте www.guitarcentre.ru, а также  в архиве ЦИАМ. Среди старинных мастеров в советское  время часто упоминались шиховские Краснощековы, но они лишь однофамильцы знаменитого московского гитарного мастера И.Я.Краснощекова  (1798-1875) ,  родом который был из Рязанской губернии. На протяжении  жизни И.Я.Краснощеков  тесно общался с мастерами из Шихово, многие были его учениками. Одним из лучших гитарных мастеров конца 19-начала 20 века был В.Д. Климов (1869-1950) обладавший и талантом отличнейшего реставратора. В начале 80-х годов он переехал в Москву и поступил в мастерскую К.И Березина, ученика И. К. Краснощекова. Березин совместно с мастером из Шихово Суровым Федотом Филимоновичем (1811- около1890) к этому времени совместно приобрели гитарную мастерскую Краснощекова. Ремонтируя в процессе работы гитары венских мастеров  Климов стремясь к дальнейшему совершенствованию инструментов прекратил работу у Березина и открыл в 1890 году на Арбатской площади, на углу Никитского бульвара небольшую мастерскую, в которой создавал инструменты до 1900 года, одновременно до 1915 года он работал главным мастером гитарного цеха в музыкальной фирме И.Ф.Мюллера.

 У каждого мастера есть свои секреты звучания инструмента и достигнутые успехи проверяются временем. При изготовлении инструментов,  удачно зазвучавший, даже при соблюдении технологии, своего хорошего звучания не всегда повторяет. Как и во всяком деле важны порой неуловимые детали. Да и расскажет один мастер другому мастеру эти детали без утайки, а тот повторить не всегда сможет. Одно слово – мастер.

 

Двоюродный брат, Климов Николай Федорович также работал в мастерской К.И.Березина и с 1884 года уже самостоятельно. Проживал он в Шихово постоянно,  мастерская была очень известная и  продавать инструменты через нее было выгодно. О постоянном проживании Климова Н.Ф. в Шихово   подтверждено  одним из приговоров шиховского сельского общества за 1908 год, где выделялось: « крестьянину Василию Трофимову Сурову  под постройку …планового места находящегося между Лаврентием Сергеевичем Краснощековым и Николаем Федоровичем Климовым». В музее имени  М.И.Глинки хранятся 2 гитары мастеров Климовых.
Иногда текст публикации говорит о том, что шиховский мастер работал в той или иной музыкальной фирме, но это не означало  его обязательное проживание в Москве, инструменты просто сбывались через мастерские и фирмы, благодаря этому мастерство передавалось другим деревенским мастерам и постоянно совершенствовалось.

Среди своих современников, мастеров из Шихово, наиболее талантливыми Климов С.Д. считал ученика И.Я. Краснощекова – Федота Филимоновича Сурова, Максима Емельяновича  Дубровина, своих учеников В.Г. Коробова, С.Ф.Бурова, а также братьев Алексея и Василия Егоровича Суровых. В.Г.Коробов и С.Ф.Буров работали в музыкальной фирме И.Ф.Мюллера.

Разными были жизненные пути шиховских мастеров, большинство проживало в селении с давних времен, другие поступали в сельское общество из других мест. Павел Матвеевич Шибалов в 14 летним возрасте по предписанию Палаты государственных имуществ от 18 мая 1857 года был принят из Московского Воспитательного дома приемным сыном к крестьянину Василия Ермолаеву,  которому в то время ему было уже 60 лет. Основатель династии Буровых – Федор Иванович был приписан в 60-е – 70- годы из «военного ведомства», т.е из крестьян которые работали на различных государственных предприятиях.

 

Известны и другие мастера. Сотский Иван Никифорович (1860-1921). Его старший сын Семен Иванович (1891-1921)  делал инструменты для фирмы Мюллер, а с 1905 года для фирмы Ю.Г.Цимерман в Якобштадте. Его брат Семен Иванович (1894 – 1950), конструировал домры и балалайки, в возрасте 13 –ти лет переехал в Москву, с 1912 года самостоятельный мастер. В 1924 году будучи уже опытным мастером, участвовал в организации фабрики «Музтруд», в 1931 г. стал одним из основателей фабрики «Трудовая Коммуна», в 1935 перешел в артель "Прима", с 1938 г. работал в артели Промкооперации «Музрадиосоюз». Почерк Сотского: добротно изготовленные инструменты, всегда качественная сборка корпуса из хорошего волнистого клёна, и тогда на этикете написано "особый сорт". Либо из берёзы с крупной волной. Характерно заваленная «задинка» и поэтому короткие центральные клёпки. Сравнительно небольшой объём воздуха внутри корпуса, из-за этого инструменту часто недостаёт низких частот. Оригинальный лак обычно тёмно-красный. На головке герб эмблема в виде сердца. И, самое главное, тембр «старого» Сотского - глубокий, по настоящему балалаечный. В музее имени М.И.Глинки хранятся 5 домр и балалайка работы мастера С.И.Сотского.
На 1 Всесоюзном конкурсе музыкальных мастеров, мастерских и предприятий по конструированию домр и балалаек в 1938 году получил за домру первую премию – 2500 рублей и за балалайку премию совместно с мастером Савицким. Брат Сергей Иванович известен тем, что один из первых начал конструировать семиструнные гитары по испанской модели. Гитары его работы принадлежали московским гитаристам В.М.Юрьеву, Е.М.Русанову, В.А.Русанову.

Из династии Дубровиных имеются более подробные сведения о Дубровине Максиме Емельяновиче, он был по свидетельству Климова В.Д. учеником И.Я.Краснощекова. Однако, как правило, мастерство изготовления гитар передавалось от отца к сыну. По документам сохранившимся за отдельные годы в архиве ЦИАМ  о торгово-промышленных предприятиях в 1903 Дубровин М.Е. содержал в Шихово гитарное заведение, а по данным за 1914 год уже его сын Петр Максимович гитарное заведение и склад лесных материалов. В гитарном заведении работало три мастера. Наличие официально зарегистрированных торгово-промышленных предприятий не означало тот факт, что изготовлением инструментов занимались только эти мастера. Как уже было отмечено, большинство сбывало товар через музыкальные фирмы, другие уходили на промысел в другие города и изготавливали там инструменты для продажи. Вот, например, жалуется приставу 2-й части города Тулы владелец фабрики музыкальных инструментов господин Зелинский: «Поступил ко мне на работу от 18 сентября 1906 года гитарный мастер Михаил Лаврентьев Краснощеков из деревни Шихово Ягуньской волости Звенигородского уезда Московской губернии в мою музыкальную мастерскую, находящуюся по Соворовской ул. в доме Шелепиной 2-й части. Получив, Михаил Краснощеков 21 октября за месяц жалование и получил впрок под работу три рубля на следующий месяц вперед и от 21 октября до сего времени на работу не явился и нечего мне не заявил, работу начатую оставил недоконченной…». Далее, Зелинский просил разыскать мастера и обязать его закончить работу. Паспорт мастеру позже вручили, но чем это дело окончилось точно неизвестно. Известно лишь, что староста Луцинского сельского общества, куда  входили в то время Луцино, Рыбушкино и Шихово, получил в ходе этого разбирательства от волостного старшины Алексеева «на первый раз замечание». Видимо вникнув в суть дела, староста решил, что обстоятельства оправдывающие мастера имелись и доложил на полицейский запрос, что в деревне мастера нет, за что при проверке и поплатился.

 

Наиболее полное представление о хозяйствах, которыми располагали шиховские крестьяне в боле позднее время дает подворная перепись 1883 года. В Шиховском обществе числилось 87 домов (изб), в них  239 жителей мужского  и 227 женского пола. Из них в 11 домах проживали безземельные: 30 мужского  и 38 женского пола, среди них 4 отставных солдата, 2 мещанина, 5 вдов и 17 крестьян. Из общего числа крестьян грамотных 91 человек мужского пола и 11 женского. Учащихся мальчиков – 13. Средний размер семьи 6.5 человек. Самая большая семья была у крестьянина Летунова Федора Кузьмича. В 3-х избах проживало 10 человек мужского пола и 10 женского, из них 9 мужчин и 1 женщина были грамотные. В хозяйстве было 2 лошади, 3 коровы и 21 единица мелкого скота. Земельный надел на 4 души, «снимался» покос на 50 рублей. Самое богатое хозяйство у его брата Летунова  Николая Кузьмича, женат он был на дочери звенигородского купца Кожевникова. Семья состояла из 4 человек мужского пола и 5 женского из них 3 мужчины и 2 женщины были грамотны. Проживали в 2 избах, имели несмотря на относительную малую численность семьи 4 надела земли, 3 лошади, 3 коровы и 15 единиц мелкого скота, «снимался» покос на 50 рублей.

 В начале 20 века у шиховских крестьян на двор (семью) приходилось в среднем около 9 десятин пахотной и прочей земли и 0.7 десятины заливных лугов. В деревне было 77 коров (в 1879 году был падеж скота: в Шихово погибла - 71 корова, в Луцино - 58, в Ягунино - 121), 58 лошадей и 78 единиц мелкого скота. Хозяйств, где не было коров  насчитывалось – 17; 1 корова – 38; 2 коровы – 13; 3 коровы - 4. Безлошадных хозяйств -23; 1 лошадь – 40; 2 лошади – 8; три лошади - одно хозяйство. Выделенные земельные наделы: сам обрабатывал – 55 хозяев, наймом и сам – 8 и пустовали наделы в 9 хозяйствах. Пустующие наделы не обрабатывались так как крестьяне работали в Кубинке, Хаустове и Москве в том числе и в музыкальных мастерских.

Состав семьи и хозяйства шиховских мастеров также были различны. В семье Сурова Федота Филимоновича было 5 человек мужского и 3 женского пола, грамотных только трое мужчин. Скотины не было. Надел на 2 души пустовал. Климов Николай Федорович имел надел на 2 души, обрабатывал сам и наймом, покос на 5 рублей. В хозяйстве корова и 2 мелких животных. В семье двое мужчин, из которых один грамотный и 4 женщины. У Емельянова Агапа Дмитриевича в семье один мужчина и 3 человека женского пола. В хозяйстве одна лошадь, корова и 10 мелких животных, «снимал» покос на 15 рублей. В семье Шибалова Павла Матвеевича 3 человека мужского пола и 3 женского, грамотный один, один мальчик учился. Земельный надел на 2 души, обрабатывал сам и наймом, в хозяйстве лошадь, корова и 15 мелких животных. Земельный надел у Бурова Федора Ивановича – отца Бурова С.Ф. пустовал, работал в Москве, как отмечено в переписи – «резчиком». Хозяйство мастера Дубровина Максима Емельяновича включало 2 избы, в которых проживало 7 мужчин и 9 женщин, из них грамотных трое мужчин. Имел 2 лошади, 3 коровы и 15 единиц мелкого скота. Всего 4 надела земли, «снимал» покос на 35 рублей.

Семья Сотского Ивана Никифоровича состояла из мужа и жены, 1.5 надела земли. Лошадь, корова, 4 мелких животных, покос на 5 рублей.

В границах сельского общества и в крайнем случае волостного схода решались практически все крестьянские вопросы. Плату пользование землей, а также другие налоги сельский староста утверждал на сходе, а также раскладывал их на домохозяев, собирал и доставлял волостному старшине собранные деньги. В 1908 году шиховский сельский староста Яков Дмитриевич Панков должен был собрать: по государственному земельному налогу 37 руб.5 к.;земских сборов - 416 руб. 7 к., в том числе губернских 115 руб. 96 к. и уездных 300 руб. 11 к.; продовольственных долгов – 60 руб.; мирских окладных сборов 316 руб.82 к. , в том числе волостных 171 руб.60 к. и сельских 195 руб. 22 к.; на жалование сельскому старосте 100 руб.; на церковные нужды и сторожу 45 руб.22к. - «сторожу Страхову прибавили 3 руб. в год». Всего на 53 домохозяина деревни Шихово раскладывалось 829 рублей 94к., например, в соседней Саввинской слободе на 83 домохозяина 1143 руб. 63 к., в Ягунино на 62 домохозяина 993 руб. 74 к. Сумма в расчете на домохозяина несколько отличалась в разных селениях, это зависило от платежей  приходящихся на сельские расходы, например ягунинские крестьяне платили еще 75 рублей на содержание школы.  На сельском сходе приговорами закреплялись имущественные разделы, выделение земли под строительство, определялись наделы для крестьянских хозяйств. То есть все вопросы, связанные со строительством и землей решались самими крестьянами. В волостном суде - выборном крестьянском судебном органе, учрежденным Положением от 19.02.1861 г., решались дела о мелких спорах и тяжбах на сумму до 100 рублей и крестьянских проступках. Разбирательство осуществлялось публично на основе  обыденных устоев крестьянского жития ну и конечно с учетом законов. Суд мог приговаривать к общественным, до 6 дней, работам, штрафу до 3 рублей, аресту до 7 дней, телесному  наказанию до 25 ударов розог. С 1889 года к компетенции волостных судов были отнесены споры о надельном имуществе без ограничения цены и другие иски. Нередко волостные суды превышали свои полномочия, но если решение соотносилось с устоями общества и было справедливым, на них редко кто жаловался.

Шиховские крестьяне и мастера держали различные торгово-промышленные предприятия, так например, за 1903 год в журналах волостного старшины указаны предприятия в Шихово: скобяная лавка Бутузова Ивана Митрофановича, чайная лавка и портновское заведение Кондратова Матвея, гитарные заведения Дубровина Максима Емельяновича, Шибалова Матвея Павловича и Емельянова Агапа Дмитриевича, Шкунова Игната Леонтьевича, мелочная лавка Краснощекова Василия.

За 1914 год, чайная лавка у крестьянина Васильева Кондратия Кондратьевича, гитарное заведение  Шибалова Павла Матвеевича, гитарное заведение и склад лесных материалов Дубровина Петра Максимовича, мелочные лавки Токмаковой Варвары Петровны, Буланова Федора Митрофановича. В соседнем Луцино зарегистрированных гитарных заведений не показано, имелись чайные лавки Жигаревых Анастасии Семеновны и Пелагеи Ивановны, мелочная лавка Михайловой Татьяны Михайловны и мелочная торговля Бочковой Анны Васильевны. В Ягунино  чайные лавки Клубковой Анастасии Федоровны, Котова Тихона Харитоновича, Макарова Ивана Кирилловича, Лобанова Николая Феоктистовича, токарное  и живописное заведения Макарова И.К., фабрика искусственного барашка и мелочная лавка Глазовой Евдокии Ивановны. В Саввинской слободе также имелось 10 различных торговых заведений Уточкина Петра Ивановича, Кругловой Анны Дмитриевны, Квардакова Николая Александровича, Блохина Кузьмы Ефимовича, Барабанова Петра Семеновича. Доходность заведений была различна, на Рузской дороге больше чем на Верейской, где располагалось Шихово,  но это касалось лишь чайных, мелочных, скобяных и других лавок, что касается гитарных заведений, то как отмечено в журнале за 1914 год годовой оборот их был до 1500 рублей, а прибыль до 250. Для сравнения  обороты и прибыли соответственно составляли: склада лесных материалов 3000 рублей и 250 рублей;  чайной 250 рублей  и  50 рублей; токарного заведения 1500 и 200, фабрики 2000 и 200. За работой предприятий наблюдал через волостного старшину податный инспектор. Вот к примеру в одном из предписаний за 1914 год к старшине он требует: « предлагаю Вам  немедленно приступить к проверке на местах всех торговых и промышленных предприятий…В случаях обнаружения  нарушений Положения о государственном промысловом налоге надлежит составлять протокол за Вашей и двух посторонних свидетелей подписями..» Поэтому как и в наше время прибыль занижали, но однако соотношение оборота и прибыльности предприятий можно принять на веру. В прежние годы доходило до того, что как сказано в одном из отчетных документов 1876 года « в летнее время работы по выделке гитар (в Шихово прим.авт.)прекращены и кроме того по свидетельству волостного правления и старосты в прошлом году гитарное производство (было) арестовано А.А.Исаевым».

 В 1924 году в Статистическом ежегоднике показано: «производство музыкальных инструментов, которое главным образом гитар и балалаек, сосредоточено в 89 хозяйствах Звенигородского уезда».

 Когда в 1929 году в Шихово пришла коллективизация, не стали сгонять потомственных музыкальных дел мастеров в колхоз и заставлять их обрабатывать землю. Вместо колхоза создали промысловую артель имени Парижской коммуны, переименованную вскоре в фабрику. Гитары и балалайки, мандолины здесь делали по кустарным технологиям проверенных опытом  мастеров-надомников. В 70-х на Шиховской фабрике работало до 600 рабочих, в том числе и из окрестных деревень. Заработки были достойные. Кадровая проблема в эти годы решалась и набором по лимиту. На окраине деревни начали расти бараки для вновь прибывших и их семей, а на фабрике отстроили новенький трехэтажный корпус. Фабрика была определенной школой в овладении навыками, большинство мастеров середины 20 века начинали именно здесь. Параллельно существовал промысел мастеров надомников, в разное время, начиная с 1946 по настоящее время их число доходило до 20 человек. Мастерили в основном домры реже гитары и балалайки. Свою продукцию мастера сбывали как частным образом так и начиная с 1947 года через предприятия ВХО,  а с  1974 года  МЭФМИ, где они работали на постоянной основе. Предприятие, которое на протяжении десятилетий обеспечивало заработком местных жителей в новых экономических условиях не выжило и в 2007 году  оно закрылось. Не малую роль в банкротстве сыграла и стоимость земли, на которой находилась фабрика.  На этом история селения как деревни закончилась, но история промысла продолжается.

 

Владимир Коростелев

Последнее обновление ( 04.10.2011 )
 
< Пред.   След. >
ГитаристЪ © 2017