ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ЖУРНАЛА ГИТАРИСТЪ
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ЖУРНАЛА "ГИТАРИСТЪ"
Главная arrow Новости arrow Памяти гитарного мастера Москалёва С.И.
Памяти гитарного мастера Москалёва С.И. Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Рейтинг: / 4
ХудшаяЛучшая 
Написал Administrator   
07.09.2011

 Image

1) Кое-что из мистики
2) Памяти мастера
3) О С.И. Москалёве

В настоящее время  мировая историческая наука не только не отрицает  наличие  мистической составляющей  в событиях и закономерностях  общественной  жизни, но и заявляет  об этом  все  более настойчиво.   К примеру, британский учёный  с мировым именем  Арнольд Тойнби,  изучавший мировой исторический  процесс с  позиций цивилизационного метода, приходит к выводу , что  человеческий ум  просто  не в силах познать «конечный смысл»  или цель всей  мировой  истории.  Историческая  наука  способна   выявить  лишь отдельные  закономерности  жизни народов  и государств,  определить  совокупность признаков, исходя  из  множества аспектов, во главе  которых  далеко не всегда  стоят « пресловутые»  производственные отношения  учёного-материалиста Карла Маркса.
 Современный  православный исследователь Юрий  Воробьевский, в известной  степени  разделяющий  концепцию  А. Тойнби, водной из своих работ высказывает предположение  о наличие некой духовной сущности, предопределяющей дальнейшую судьбу  того или иного человеческого сообщества.  Ю. Воробьевский , глубоко изучавший  глубинную, иррациональную сущность развития и укрепления германской  фашистской идеологии , обращал пристальное  внимание на то ,  с какой серьезностью  государственные  учреждения рейха   изучали и  формировали   тот «Эгрегор», из которого  в дальнейшем  выросла  вполне  материализовавшаяся геополитическая  сила, получившая, кстати, довольно точное  наименование «чумы XX века»…
 Действительно, всё произошло по лаконичной формуле  Аристотеля- реальность имеет  форму  шара, в центре – мысль, а  её окружает материя. Есть  основание  предположить, что  в области  культурной  жизни происходит нечто схожее с «обрядом»  посвящения  в  касту мастера. При этом вовсе необязательно принявшему  в себя  того или иного «духа» достигать потолка совершенства.  Ведь есть много степеней этой своеобразной «лествицы». Скажем, в некоторых  тайных обществах  Европы и Америки их насчитывается 33. Иногда  эти ступени  именуются «градусами».  Важно другое.  Факт обряда совершился  и  получивший  «духа» (без различения какого цвета  дух)- уже , что называется – наш человек!  В какой-то степени  данный «неофит» уже  не обладает полнотой свободы воли.  Его  внутренний мир  причастен тому микрокосму, которому  он доверился.  Музыканты  говорят, что  искусство- это не  профессия, а  способ существования.  Добавим от себя -  без права обратного хода. Конечно, «дух дышит, где хочет», но  в той же книге  сказано, что «по плодам узнаете их».  Недавно, 12.08. 2011г. именно  в день своего рождения  был «отозван в Вечность» один из последних гитарных мастеров периода «Советской  цивилизации»- Станислав Иннокентьевич Москалёв. Он  был «перемещён в смежные структуры» в день своего 78-летия после тяжелой болезни, приобщившись накануне Святых тайн и  исповедавшись у  православного священника. По устоявшейся христианской  традиции такие люди  не наследуют  вечных мук.  За свою  продолжительную, в полном  смысле  творческую жизнь бывший  авиатор, отличием  окончивший среднюю школу и лётное училище , сумел построить не одну  сотню гитар семи и шестиструнного строя, обеспечив массу учащихся, педагогов и артистов высококачественными  инструментами по  более чем доступной цене! Приведу пример. Когда одна из нескольких последних гитар оказалась неотлакирована в силу обострившейся  болезни  мастера, то автору этих строк пришлось обратиться за помощью к одному  из начинающих и достаточно квалифицированных «маэстро». Последний после  довольно продолжительного размышления  обозначил  за покраску  цену  такого уровня, при котором  Станислав Иннокентьевич оставался бы  должным своему  первоначальному заказчику. Чтобы ещё более не расстраивать С.И.  Москалёва,  результаты « маркетинга» остались для него тайной. Как говорили  в таких случаях в «застойные» годы,- «далеко пойдёшь, юный мастер!». Однако доступная цена инструмента, (на  грани себестоимости использованного  материала ) – это только  одна  сторона  многогранной личности  московского мастера .  Станислав  Иннокентиевич был  человеком в высшей  степени порядочным и честным . За  40 лет проживания в  крупном городе, он так и не научился  быть конъюнктурщиком.  Будучи абсолютным  трезвенником, он ни минуты не терял даром, уже находясь в «предисходном» состоянии, он сохранял удивительную бодрость и живость ума, необыкновенную работоспособность… Своё первое «посвящение»  в мир  классической русской  гитары  Станислав Москалёв получил в юности, слушал игру и общаясь с иркутским гитаристом Бедненко, затем были  встречи с легендарным Михаилом Фёдоровичем Ивановым  (1889- 1953).   На последнем  факте следует остановиться особо.  М.Ф. Иванов – педагог, артист, композитор, ученик  знаменитого русского музыканта и публициста  В.А. Русанова (1866-1918, именно  Михаилу Фёдоровичу принадлежит  величайшая заслуга в сохранении русской гитары как полноценного классического инструмента.  Именно он  основал  класс русской гитары в ДМШ и музучилище, у него окончил класс « семиструнки»  Л. А. Менро (1922-1994), педагог С. Орехова, Б. Окунева, А. Бардиной ). Думаю, что Станислав  Иннокентьевич  был последним  из живущих на Земле, кто  слышал  и был очарован игрой  Михаила Федоровича Иванова. Конечно, последний  должен  был  знать Роберта Ивановича Архузена, на чьём  инструменте  работал В.А. Русанов. Валериан Алексеевич  хорошо знал семью М.Т. Высотского, даже «выпивал с его внуком».  Вот где реальная преемственность (только не в плане выпивки!), вот где своеобразная творческая эстафета . Михаил Тимофеевич Высотский ,( а  в дальнейшем и М.С Павлов-Азанчеев) выступал на инструменте  И.Я. Краснощёкова.  В наши дни, и это можно  с полным правом заявить,- именно С.И Москалёв принял на себя миссию  Ивана Яковлевича  Краснощёкова.  Не случайно инструментами  Станислава  Иннокентьевича восхищались Сергей Орехов, Борис Окукнев, а Сергей Руднев в 2010г даже  приобрёл гитару мастера!
       С.И. Москалёв - не просто мастер от Бога. Он сам играл на семиструнной  гитаре, учился в Заочном университете у Т.Г. Хлоповской ( ученице  Л.А. Менро), окончил школу гитарных  мастеров в Москве вместе с В.П Бабковым.
   Станислав  Иннокентьевич  - лауреат и дипломант  многих республиканских конкурсов гитарных мастеров. Инструменты его работы, конечно, самых разнообразных видов и характеристик.  Однако их  тембр всегда отличается  необыкновенной  теплотой и обаянием. В них есть «душа» - тонкая  и возвышенная, в них отражается  благородная  личность Мастера, чья жизнь приобщает нас  величию  земного и Вселенского бытия, помогает нам увидеть Фаворский свет и услышать пение ангелов Света…

 P.S. Спасибо Нине Михайловне Панкратовой супруге Станислава Иннокентьевича, человеку, который  35 лет своей жизни посвятил заботе об одном из лучших Русских Людей!



М.С.Яблоков
Тюмень
Август 2011
Последнее обновление ( 07.09.2011 )
 
< Пред.   След. >

РЕКЛАМА
реклама

ГитаристЪ © 2017