ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ЖУРНАЛА ГИТАРИСТЪ
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ЖУРНАЛА "ГИТАРИСТЪ"
Главная arrow Статьи arrow Классическая гитара вчера, сегодня, завтра.
Классическая гитара вчера, сегодня, завтра. Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Рейтинг: / 21
ХудшаяЛучшая 
Написал Administrator   
26.07.2007
Гитара в России один из самых популярных инструментов, к которому всегда тянулись, стремились соприкоснуться с ее волшебным миром  люди разных поколений. Всегда было желание, с нотами или без нот, научиться играть… Кому-то хватает трех заветных аккордов, кто-то стремиться научиться  профессиональному аккомпанементу, но есть среди них и такие, которые хотят познать профессиональную игру на классической гитаре.

      Москва - огромный город, центральный мегаполис России. Население города очень разное по своему культурному уровню и запросам. При этом представление о существовании музыкальных школ у большинства людей достаточно верное. Стремление попасть учиться к грамотному педагогу в Детской Музыкальной Школе есть всегда. Другое дело, как родители или подростки понимают результат такого обучения? Как правило очень искаженно… Лишь спустя несколько месяцев с момента обучения в ДМШ, им становится ясно,  что пришли они в школу  с  целью познакомиться с игрой на гитаре, по их понятиям «доступной»: аккорды, легкий аккомпанемент, песни и т. д., а вместо этого гаммы, этюды, упражнения, игра ногтями и еще многое другое, а самое главное классический репертуар
(М. Каркасси, Ф. Сор, Х. Сагрерас, Д. Агуадо, А. Иванов – Крамской и т.д.), и  все  происходит абсолютно не так, как они предполагали.
      Именно на этом этапе наступает самый ответственный момент со стороны преподавателя – научить родителей и детей ценить профессиональное искусство игры на гитаре,  понять смысл обучения в классе классической гитары. Дать им основы профессионального мастерства и открыть двери в  огромный мир профессионального искусства. Именно грамотная работа педагога становится решающим звеном в  судьбе того или иного ученика. Определяющим началом  его дальнейшего развития: обучение для домашнего музицирования,  профессионального развития, знакомство с элементами эстрадно-джазового музицирования, участие в концертно-конкурсной жизни Детской Музыкальной Школы, административного округа города  или города в целом, в культурных мероприятиях различных Благотворительных Фондов, Ассоциаций и многих других творческих мероприятиях, которыми наполнена жизнь Москвы.
        Сегодня в Москве работает 119 детских музыкальных школ и школ искусств. Для такого огромного города это не так уж и много. Спрос на обучение в классе гитары уже много лет опережает возможности  ДМШ и ДШИ, т.к. количество педагогов, к сожалению, не соответствует необходимым требованиям. Директорам школ из года в год приходится искусственно сдерживать учебный процесс на этом инструменте, либо привлекать к обучению специалистов «смежных» специальностей.
     Средние специальные учебные заведения и ВУЗы не восполняют необходимый объем специалистов (пробел) накопившийся десятилетиями.  С другой стороны не секрет, что молодому специалисту по классу гитары сегодня намного интереснее во всех отношениях (творческих и финансовых)  работать в концертных коллективах и параллельно заниматься частной практикой. Одновременно, в связи с огромным спросом на данный вид деятельности, многие преподаватели по другим специальностям в  ДМШ и ДШИ пытаются освоить этот вид работы любым способом, часто как «самоучки» либо на многочисленных самодеятельных курсах по гитаре, которые дают очень ограниченную информацию, порой не всегда квалифицированную. И вот здесь наступает самый сложный момент, по сути, катастрофа для гитаристов! Есть спрос - учить некому! Прилавки магазинов пестрят всевозможными учебными пособиями   на все вкусы, часто сомнительного содержания.  Инструменты продаются также на любой вкус и по разной цене. Как во всем этом разобраться…
       Что делать?...
       В системе дополнительного образования Москвы более 25 лет существует Методический кабинет по учебным заведениям искусств и культуры  Комитета по культуре города Москвы.  Одной из основных задач работы которого является  методическая помощь в организации профессионального учебного процесса ДМШ и ДШИ.
        В ДМШ и ДШИ  города  по классу гитары обучается около 5000 детей, подростков и других возрастных категорий на бюджетном  отделении и отделении самоокупаемости. Учащиеся приходят с самыми разными способностями. Сегодня дорога в ДМШ открыта всем. Преподаватели музыкальных школ с грустью вспоминают те времена, когда основой успешного обучения детей в ДМШ являлись профессиональные данные: музыкальный слух, чувство ритма, память. Времена  профессионального отбора детей  канули в далекое прошлое, порой, кажется безвозвратно. Соответственно задачи перед преподавателями ДМШ значительно усложнились, возросла ответственность. Наступило время, которое требует еще большего профессионализма в работе, большей самоотдачи. Чем меньше способностей у ученика – тем больше профессионализма должен проявить преподаватель. Сегодня мы много говорим о дифференцированном подходе в работе с учениками. Стараемся уделить внимание каждому на должном уровне. Вот именно здесь и выявляются все профессиональные стороны педагога. Именно в этот момент становится ясно, насколько творчески работает преподаватель, как он организует учебный процесс. Даже несведущему в тонкостях педагогики становится понятно как строится работа у того или иного преподавателя. Есть такое понятие «удержать контингент класса». Если дети разбегаются - значит непонятно, неинтересно. Слово «трудно» дети воспринимают исключительно с тем смыслом, который вкладывает преподаватель. Как скажет преподаватель – так и воспримет. А вот интерес к делу определяет сам ребенок. Поэтому  класс гитары должен быть наполнен всегда не по принципу «завтра придут другие, очередь всегда есть…», а по принципу профессионально, грамотно, творчески интересно!
    В 2006-07 учебном году  в Москве проводился  смотр работы преподавателей  ДМШ и ДШИ по классу классической гитары. Основной задачей  которого стали:
1. повышение профессионального уровня работы преподавателей класса классической  гитары и активизации их творческой деятельности,
2. выявление преподавателей, обладающих высоким педагогическим профессионализмом исполнительской культурой,
3. выявление слабого звена в работе преподавателей класса гитары, оказание профессиональной методической помощи,
4. укрепление и развитие творческих контактов между преподавателями  ДМШ и ДШИ,
5. сохранение и развитие профессиональных традиций класса классической гитары.
     Каждый преподаватель должен был представить работу с учащимися младшего и старшего класса в форме концертного выступления.
      На  смотре  была представлена  работа  274 преподавателей города. Показана творческая работа с 548 учащимися ДМШ и ДШИ. Сыграно 1096 произведений.
      По итогам смотра стало ясно, что сегодня в музыкальных школах города работают по классу гитары:
1. специалисты с профессиональным образованием (высшее и среднее специальное), в том числе значительное количество работников молодого поколения до 35 лет;
2. категория преподавателей, одновременно являющимися студентами  ВУЗов, со слабыми педагогическими навыками;
3. более 40% преподавателей с другим профилем в музыкальном образовании: домра, балалайка, скрипка, виолончель, кларнет, дирижерско-хоровое отделение. Часть из них имеет курсы повышения квалификации (около 50%), остальные работают по принципу свободных художников, не имея главных основ  и методов обучения на гитаре;
4. преподаватели с техническим и гуманитарным образованием, без музыкального образования (20%).
     Выявились серьезные проблемы  с подбором учебного и концертного  репертуара, техническим развитием гитаристов и многое другое. Многие  совершенно  не представляют, как верно работать по новой «Примерной программе по классу гитары для ДМШ и ДШИ» (основной отличительной чертой которой является дифференцированный подход к учащимся с разными музыкальными  способностями и т.д.).  Очень широкий  возрастной ценз учащихся школ (от 7 лет  до 20). Большой процент составляют ученики решившие освоить гитару после окончания  ДМШ по другим специальностям: фортепиано, скрипка, баян, домра, виолончель и т.д. Особняком стоит вопрос обучения учащихся от 6-7-ми лет.  Пока еще мало изученный преподавателями. Много проблем и  вопросов возникает по поводу «звукоизвлечения» и т.д.
    Чтобы помочь преодолеть все накопившиеся проблемы в этой  ситуации важно своевременно все правильно понять и помочь педагогам школ.
      Методический кабинет разработал и провел серию «Курсов повышения квалификации», каждый рассчитанный на трехмесячное обучение без отрыва от производства. «Скорую помощь» преподавателям  оказал профессор РАМ им. Гнесиных, Заслуженный артист России Николай Андреевич Комолятов.
        Главной отличительной особенностью данных курсов стало большое количество практических занятий-консультаций с конкретными учащимися, каждого из слушателей. Т.е.  каждый получил возможность получить курс практических консультаций и сразу применить  знания на практике. Сегодня это очень важно во всех отношениях, т.к. множество других  «Курсов повышения квалификации» как правило, проходят в виде  набора трехдневных лекций и далеко не каждому  могут серьезно помочь точно понять верно главные основы преподавания на начальном этапе обучения.
       В семинарах и лекциях курсов  приняли участие ведущие специалисты по классу гитары: В.А. Кузнецов – доцент МГИМ им. Шнитке, В.А. Ерзунов - Заслуженный работник культуры МО, преподаватель ГМК им. Гнесиных, В.Д. Волков - главный редактор журнала «Гитарист», А.Ф. Гитман – преподаватель ДШИ им. Рихтера, М.В. Александрова - преподаватель МДМШ  им. Гнесиных и ДМШ им. Мурадели.
      Цель любого смотра выявить не только проблемы, но и открыть и поддержать яркую работу педагогов, помочь им  проявить себя не только в рамках ДМШ и ДШИ, но и на мероприятиях округа , города и т.д.
     Смотр подтвердил яркую нестандартную высокопрофессиональную  работу преподавателей города:  А.Ф. Гитмана  (ДШИ им. С. Рихтера), Л.Я. Резника (ДМШ им. А. Саульского), Г. А. Фетисова (ДМШ № 91), М. В. Александровой (ДМШ им. Мурадели, МДМШ им. Гнесиных), Н.Ю. Старшовой (ДМШ №91), С.Д. Клокова (ДМШ им. Рахманинова). В классах этих преподавателей воспитано не одно поколение лауреатов Московских, Российских и Международных конкурсов. Многие выпускники продолжили профессиональное обучение в ведущих ВУЗах России и за рубежом. Являются яркими представителями гитарного искусства.
      Были выявлены  лучшие преподаватели в каждом Административном округе Москвы. Среди них:
         Центральный АО - Яхонтова М.Н. (ДМШ им. Одоевского), Шепелев А.И.  (ДМШ № 36),
        Северный АО- Панкратьев А. А.  (ДМШ  им. Хачатуряна),
        Юго-Восточный АО - Ермилов В.Д.  (ДМШ им. Бородина)
        Восточный АО - Гитман К.А.(ДМШ им. Власенко), Краснова Н.В. (ДМШ им. Щедрина),
        Северо - Восточный АО - Подольский И. Н. (ДШИ им. Светланова), Радина В. А. (ДШИ им. Мамонтова),
       Северо – Западный АО - Горбачевский М. Ф. (ДШИ №4),
       Юго – Западный АО - Ким Б.А. (ДМШ им. Иванова-Крамского),
       Западный АО -   Николаева И. Б. (ДМШ им. Александрова).

      Любой смотр – это, прежде всего, контроль  над конкретной работой.  После окончания, которого можно  точно определить все плюсы и минусы в работе данного направления: кого-то поощрить, а кого-то призвать к профессиональному повышению квалификации и т.д. Но  главный стимул творческого роста учащихся и преподавателей – концерты, фестивали, конкурсы.  Поиски новых форм музицирования.
     По итогам смотра состоялись два городских концерта учащихся ДМШ и ДШИ Москвы «Весенний калейдоскоп»- 8 и 14 апреля. В них выступили лучшие учащиеся города.
    15,16 мая 2007 г -  состоялся  Первый окружной фестиваль гитары (ЗАО г. Москвы) « Поющая струна». Организованный и проведенный  по инициативе директора  ГОУ «ДМШ №14 им. Саульского» Леонида Яковлевича Резника и поддержке городского Методического кабинета (методист, Заслуженный работник культуры РФ И.Г. Дьяконова), Управления культуры Западного Административного Округа, Управы «Можайская»  - стал настоящим праздником и творческим продолжением  для профессионального роста   педагогов города.   В Фестивале приняло участие 37 ДМШ и ДШИ города.
     Члены Жюри:  Заслуженный артист России, лауреат Международных конкурсов, профессор РАМ им. Гнесиных - Н.А. Комолятов, лауреат Международных конкурсов , доцент ГКА им. Маймонида - Е.Ю. Финкельштейн, лауреат Международных конкурсов, доцент МГИМ им. Шнитке - В.А. Кузнецов,  главный редактор журнала «Гитарист» В.Д. Волков, Заслуженный работник культуры РФ, лауреат Всероссийских и Международных конкурсов, методист -  И. Г. Дьяконова, композитор, преподаватель МДМШ  им. Гнесиных и ДМШ им. Мурадели–М.В. Александрова.
    Фестиваль включил в себя конкурсные прослушивания, «мастер-классы» и Гала – концерт лауреатов Фестиваля и мастеров искусств.
       Сегодня Методический кабинет по учебным заведениям искусств и культуры  Комитета по культуре города Москвы настроен на оказание профессиональной помощи преподавателям города и содействии в создании новых творческих мероприятий. Которые помогут  профессиональному развитию классической гитары в начальном музыкальном образовании. Впереди новые городские  концерты, Фестивали, конкурсы, «мастер-классы» и  творческие встречи с ведущими мастерами гитарного искусства.   Новые концертные площадки лучших концертных залов Москвы.
     Главная задача - изменить качественное отношение к работе в классе классической  гитары. Отделить понятие «кружковая деятельность» -  от понятия  обучение в музыкальной  школе.  Изменить мировоззрение   преподавателей к процессу обучения в ДМШ и ДШИ. Пробудить интерес к качественному повышению художественного уровня, росту профессионализма.
     Прошедший смотр работы преподавателей  ДМШ и ДШИ по классу классической гитары стал хорошим стимулом активизации творческого процесса. Результаты вскоре дадут о себе знать.
        Хочется пожелать всем преподавателям ДМШ и ДШИ города Москвы быть уверенными и активными. Смело воплощать в действительность полученные знания и навыки, воспитывать юные таланты!   

 

Заслуженный работник культуры РФ,лауреат Всероссийских и Международных конкурсов,методист, заведующая отделом струнных щипковых инструментов Методического  кабинета по учебным заведениям искусств и культуры  Комитета по культуре города Москвы –И. Г. Дьяконова

 

 
< Пред.   След. >
ГитаристЪ © 2017