ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ЖУРНАЛА ГИТАРИСТЪ
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ЖУРНАЛА "ГИТАРИСТЪ"
Главная arrow Новости arrow Фестиваль-конкурс "Виртуозы гитары"
Фестиваль-конкурс "Виртуозы гитары" Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Рейтинг: / 6
ХудшаяЛучшая 
Написал Administrator   
26.07.2007

Фестиваль-конкурс "Виртуозы гитары", прошедший в январе 2007 года в Санкт-  Петербурге,

уже 4-й год собирает исполнителей на гитаре из многих регионов России и ближнего зарубежья

в возрасте от 8 до 20… .

Image

Image

  Такое количество талантливых молодых музыкантов можно встретить только в Санкт – Петербурге и только один раз в год на этом фестивале - конкурсе. Кроме этого, в рамках конкурса проходит Международная Академия Гитары (МАГ), где  члены жюри проводят свои семинары. 
Конкурс проходил по 7 номинациям, включая как традиционные Классическая гитара (сольное исполнение), Гитарные ансамбли, так и номинации Композиторы, Гитары ручной работы, Гитара фламенко, Электро-гитара и даже Нетрадиционные формы музицирования.
Впечатлений было много и разных. Начну с того, что организован Конкурс был Российским творческим Союзом работников культуры Санкт-Петебургское отделения при поддержке продюсерского агенства «Творческий Дом».

Image
Директором конкурса был Заслуженный работник культуры РФ Гаврилов Александр Леонидович, а художественным руководителем Карпов Леонид Дмитриевич – лауреат международных конкурсов, президент Международной Академии Гитары, преподаватель С.-Петербургской Консерватории им. Римского-Корсакова, Университета культуры и искусств, генеральный директор продюсерского центра «Творческий Дом».
 Председателем жюри конкурса был Заслуженный артист РФ, профессор,
зав. кафедрой Челябинского Института Музыки им. П.И.Чайковского, композитор Виктор Козлов. Также в состав жюри входили российские преподаватели и музыканты из Москвы и Санкт-Петербурга  Анастасия Бардина и Александр Виницкий – концертирующие исполнители и преподаватели ГМК им.Гнесиных, главный редактор журнала "Гитарист" Валерий Волков, Константин Ильгин – преподаватель С.Петербургской консерватории, Елена Лебедева – виртуозная концертирующая исполнительница из С.Петербурга, Анатолий Иванович Цеп (зав. Отделом музыкального искусства Российского Дома Народного Творчества, дирижёр, Москва), Николай Михайленко – преподаватель Киевской консерватории, а также  зарубежные преподаватели и музыканты из Швеции, Италии и Японии.

Я был приглашён в качестве члена жюри, а также для проведения авторского семинара в Международной Академии Гитары. Хочу поделиться своими впечатлениями и мыслями после утихших страстей этого грандиозного гитарного события.
Во-первых, хочется сказать о хорошей организации и представительном жюри. Не надо забывать, что сегодня,  чтобы собрать, разместить, накормить такое количество участников, нужна серьёзная предварительная работа, хорошая команда организаторов,  авторитетный лидер и, наверное, самое главное – желание делать именно это. Всё это есть у Союза работников культуры, с профессиональным лидером Александром Леонидовичем Гавриловым. Художественный руководитель конкурса и академии – известный музыкант, педагог Леонид Карпов собрал серьёзное, авторитетное гитарное жюри. Я хочу подчеркнуть слово гитарное, т.к. сегодня на некоторых отечественных конкурсах можно встретить жюри с одним затерявшимся гитаристом среди «народников» или специалистов других инструментов. Порой гитаристов «судят» не гитарное жюри. Абсурд! Подобные ляпсусы будут возможны до тех пор, пока гитара останется на народных отделах муз. училищ и музыкальных школ, а в сознании «народников» русским народным инструментом. Более  интернационального музыкального инструмента, чем гитара, вряд ли можно найти.
Работа жюри с моей точки зрения была профессиональной, корректной и с позитивным отношением к конкурсантам. Я получил удовольствие от работы с коллегами, от доброжелательного отношения, профессионализма и хорошего взаимодействия с организаторами. Вопросы, которые возникали в процессе конкурса,  разрешались без конфликтов и нервозности, хотя работа была очень напряжённой. Организаторам и жюри была создана атмосфера праздника, несмотря на то, что страсти кипели нешуточные.
Ну а теперь о самом главном – участниках и самом конкурсе.

Image
Особое впечатление произвели на меня выступления конкурсантов в младшей  возрастной группе (от 8 до 18 лет). Именно в этом возрасте ярко проявляется природа юного исполнителя и работа педагога. Некоторые участники приехали и с педагогом и с родителями. Это замечательно! Когда юный музыкант, обладающий способностями, талантом, кроме занятий с педагогом имеет поддержку и понимание в семье, есть вероятность, что его тернистый путь приведёт к концертной сцене, концертам, к публике. Вспоминаются слова одной поговорки: «Таланту нужно помогать; посредственность пробьётся сама».  Серьёзные на сцене и весёлые, естественные в общении после выступления, участники этой группы показали высокий уровень подготовки, сложные программы, демонстрировали хорошую школу, артистические способности и яркие индивидуальные качества.
К сожалению,  не могу не сказать, что много участников, демонстрируя хорошую школу, производили впечатление хорошо «выдрессированных», бесстрастных исполнителей.  Да, нелёгкое это дело - дать школу и сохранить индивидуальность. Это очень важно, так как слушатели в концертном зале и члены жюри - хотят видеть Артиста на сцене, прекрасно владеющего инструментом и обладающего магией индивидуальности, органичностью и культурой, выразительностью и пониманием того, что он играет. Так много качеств необходимо конкурсанту, чтобы они соединились в  каждой композиции, чтобы они стали естественным состоянием во время исполнения программы… Безусловно,  школа – это основа,  и без основы мы не можем говорить  о дальнейшем развитии музыканта. Но в какой момент в школу «включается» природа музыканта? Или всё-таки школа присоединяется к природе? Думаю, что второе, т.к. индивидуальность уже есть у пришедшего заниматься на гитаре. Многолетние наработки, опыт и даже педагогические удачи не всегда могут решить возникшие вопросы с новым учеником, новой индивидуальностью. «Подогнать» его под правильный стандарт, значит,  не заметить его особенностей, значит потерять в дальнейшем его как индивидуальность. Такие трудные решения педагог принимает каждый урок. А как определить все способности ученика  - его эмоциональную, слуховую, метро-ритмическую природу на раннем этапе и использовать эти возможности, сочетая с дисциплиной в занятиях. Думаю, что тут не может быть универсального ответа. Программа музыкальной школы по специальности часто слишком сложная и опережает процесс формирования школы у ученика. Ученики мало играют гамм, упражнений, этюдов гитарных классиков, но при этом в репертуар входят переложения для гитары. Я считаю, что в период формирования и развития техники, школы необходимо играть гитарную классику М.Джулиани, Ф.Сора, Н.Коста, М.Каркасси, Д.Агуадо, Ф.Карулли, Э.Пухоль. Именно эти замечательные гитарные композиторы создали гитарную школу, методику. Игра не гитарного репертуара часто просто «ломает»  пальцы ещё не сложившегося аппарата гитариста. Отставание теоретических предметов и изучение основ теории на фортепиано, лишает гитариста с первых же шагов мышления на грифе и «виденья» грифа. Возникает «аппликатурная» система запоминания нотного текста. Играя  полифоническую музыку или крупную форму,  юные гитаристы понятия не имеют о полифонии, гармонии и форме. Да даже в простых пьессах им не разобраться самостоятельно. Остаётся только выучивать,  не понимая многого. Думаю, что уже пора вводить в программу музыкальной школы для гитаристов предмет «Основы композиции», который включал бы в себя основы теории музыки, гармонии, метро-ритмики, стили и всё это изучалось бы на гитаре. Хорошо, если бы юные гитаристы знали историю своего инструмента, исполнителей, композиторов. В какую эпоху они жили или живут. Слушали бы и смотрели выдающихся исполнителей на классической гитаре. Это большая тема и в одной статье её невозможно охватить.
Я заметил, что  студенты, которые слушают хорошую музыку, ходят на концерты, переживают её эмоционально, ассоциируют ее со своими жизненными ситуациями,  познают многие музыкальные законы и закономерности «на слух». Разучивая произведение по нотам, они получают первые впечатления, которые бывают очень сильными. Надо удержать себя от желания играть, играть, играть… Работа над пьесой – это исследование, анализ с использованием знаний и слухового опыта. Это подражание своим музыкальным кумирам и одновременно свои находки. Работа над пьесой должна стать занятием занимательным и увлекательным.
Конкурсанты старшей группы показались более обременённые сложными программами. Конечно, конкурс – это событие не для слабонервных. Это и в каком-то смысле концерт, но всё-таки больше показ, демонстрация. Некоторые участники мне показались более склонными к концерту, в них меньше демонстрации, но больше поиска, мышления, глубины. Они ставят технический уровень на второе место после раскрытия художественных ценностей. Были и конкурсанты другого типа – любящие опасность, яркую демонстрацию своих возможностей. Но победа достаётся тому, кто сочетает в себе все эти качества.
Были номинации, которые производили на меня впечатление долгого ожидания поезда. Как будто ты попал за кулисы. Долгая подготовка, переговоры со звукооператором и фонограмма… Это номинация «электро-гитара». Во-первых,  использование фонограммы ставит много вопросов, т.к. записываются они не живыми музыкантами, а на компьютере, что с моей точки зрения «убивает» весь замысел участия в конкурсе. Думаю,  что в этой номинации нужно играть с живыми музыкантами, приготавливать всё заранее, чтобы не ставить жюри и слушателей в положение случайных свидетелей, оказавшихся за кулисами. Во-вторых. Качество воспроизведения фонограмм, которое использовали конкурсанты, можно назвать тяжёлым испытанием для ушей. Если уж фонограмма используется, то её художественные качества должны быть такими, чтобы не брать 70%-80% процентов внимания исполняемой пьесы. Чтобы можно было слушать солиста и оценивать его. В-третьих. Жанр рок-музыка предполагает много элементов шоу. Т.е. костюм, поведение на сцене, звучание инструмента, образ и звуковой баланс с фонограммой.  Унылые и неестественные, а иногда глупо-эротические движения исполнителей ввергли меня в уныние и  появилось страстное желание,  чтобы скорее воцарилась тишина. Иногда мне было откровенно неловко. Думаю, что если такая номинация есть, то условия  должны быть тщательно разработаны, дабы не заниматься поощрением безвкусицы и пошлятины. Электро-гитара имеет  много ярких и интересных исполнителей в разных стилях и есть куда стремиться.
Не могу назвать серьёзной номинацию «Нетрадиционные способы игры на гитаре». Я бы назвал её по-другому – «Прослушивания для программы капустника». Опят же, если есть такая номинация, то она должна быть тщательно разработана в требованиях и условиях. Было неловко за участников.
Номинация «Сочинения для гитары».  Да, были и интересные сочинения, но может всё-таки  предварительно прослушивать на кассетах или дисках эти сочинения, сыгранные внятно. Дело не в том, чтобы запретить писать, но дело в том, что должна быть предварительная оценка или прослушивание в записи, что представленные произведения вообще можно оценивать.  Какие критерии есть в этой очень щепетильной области творчества? Может определить жанры, формы, продолжительность, требовании сложности (1-3 класс муз.школы, 4-5 класс,  1-3 курс муз училища, 4 курс училища и т.д.). Как на композиторских факультетах даются задания. Но жюри оказалось в некой ловушке, дав абсолютную  свободу всем, кто пишет для гитары - предстать перед публикой со своими сочинениями. Сами авторы едва играли на гитарах, волновались и мучались с гитарой и со своими сочинениями.  А что думают присутствующие конкурсанты, которые играют прекрасную классическую музыку? Не является ли это «игрой в поддавки»? Думаю, что если столь авторитетный конкурс хочет выявлять талантливых авторов, то здесь нужно подумать об условиях и требованиях как и в других номинациях, о предварительном прослушивании и качественном исполнении написанного. Автор должен найти и отрепетировать с исполнителем конкурсное сочинение, а не, извините, «ковырять» перед жюри и публикой. Возникает не конкурсная оценка сочинений автора, а гуманное отношение к самому автору.
Некоторые недоразумения возникли с номинацией «Фламенко», так горячо любимым жанром в нашей стране, опять же,  из-за недоработки условий и требований конкурса в этой номинации. И поэтому исполнители «перебегали» в своих программах от элементов фламенко «расгеадо»  к  эстрадно-классическо-испанским элементам. Жюри было в некоторой растерянности. Не участники подготовили программу настоящего фламенко, а членам жюри пришлось использовать свой богатый опыт и «сильный микроскоп», высматривая элементы фламенко в эстрадных пьесах конкурсантов.
Итак. Получается, что в основном всё ясно с номинацией «Классическая гитара». Это традиционная номинация, а вот остальные, мне кажется, требуют осмысления и тщательной проработки.
И ещё. В последний день конкурса состоялся концерт лауреатов в зале знаменитой Капеллы.  В Капеллу на этот концерт пришли многие петербуржские ценители гитарной классической музыки. Был аншлаг! Но что представил Финал Фестиваля-Конкурса «Виртуозы гитары» петербуржцам? Сыграли только два лауреата…,  т.к. в этом же концерте играл итальянский гитарный дуэт, который и занял,  практически,  всё время концерта. Дуэт действительно интересный.  Но у меня осталось чувство обиды за наших не сыгравших в Капелле лауреатов, приехавших из разных городов России. А страна-то большая,  и ехать многим пришлось из далека. Их энергия и талант, их труд  и работу их педагогов увидели и услышали только жюри и небольшое количество участников. Мне кажется,  это уже узнаваемая российская традиция – нет пророка в своём отечестве.  Как говориться,  страна не узнала своих героев. Увы. Пресса, телевидение не присутствовали на этом празднике… Я думаю,  в дальнейшем нужно очень внимательно продумывать финал. Мы знаем, что многие европейские конкурсы становятся трамплином в карьере для обладателей титула Лауреат 1-й премии.  И сколько ещё мы будем не замечать, не помогать нашим отечественным талантам, не давая им возможности попасть на олимп с помощью «Виртуозов гитары»? А может есть смысл сделать настоящий праздник, шоу, где победители в статусе концертных исполнителей продемонстрируют уровень классической гитары в России в концертных залах Санкт Петербурга и Москвы? Продемонстрируют искусство игры на классической гитаре перед  бизнесменами и нашей властью. Сделать специальные концерты для победителей с оплатой, чтобы лучшие могли ещё и покрыть свои финансовые расходы на приезд и участие. Власть и бизнес должны знать, что есть энтузиасты-педагоги и родители, посвятившие себя музыкальному воспитанию своих детей. Страна должна знать своих героев!

 

А.Виницкий

 

Последнее обновление ( 15.03.2010 )
 
< Пред.   След. >

РЕКЛАМА
реклама

ГитаристЪ © 2017