ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ЖУРНАЛА ГИТАРИСТЪ
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ЖУРНАЛА "ГИТАРИСТЪ"
Главная arrow Статьи arrow ГРАНИ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ
ГРАНИ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Рейтинг: / 3
ХудшаяЛучшая 
Написал Administrator   
27.07.2007
Гастроли голландского гитарного дуэта «Groningen» в Мурманске и Петербурге в рамках очередного концертного европейского турне стали возможны благодаря  Генеральному консульству Королевства Нидерландов в Санкт-Петербурге.

Заполучить музыкантов такого уровня не всегда предоставляется возможным.  Организаторы гастролей  постарались   не только создать благоприятную атмосферу концертов, но и провести мастер-классы  для молодых гитарных дуэтов Петербурга. Много полезного почерпнула молодёжь, принимая участие в этих  семинарах.
         «Groningen Guitar Duo» в составе Ремко де Хаан и Эрик Вестерхоф отметил в прошлом году своё 26-летие со дня основания в 1980 году. Встретились молодые музыканты во время  учёбы в консерватории голландского города Гронинген. С тех пор их дуэт обрёл мировое признание: в 1988 году ансамбль получил Первую премию на Третьем Международном конкурсе гитарных дуэтов в Монтелимаре (Франция). С огромным успехом гастролировали они в Европе, Северной и Южной Америке, Австралии, Среднем и Дальнем Востоке. Музыканты записали восемь альбомов, каждый из которых получил высокую оценку критиков. Предпоследний  из них был записан со звездой джаза Джоном Маклафлином. Объединив классику и джаз, Ремко де Хаан и Эрик Вестерхоф создали собственные обработки его произведений в новом стиле.

   О Джоне Маклафлине рассказывают участники дуэта Ремко де Хаан и Эрик Вестерхоф:

 -   Будучи воспитаны как классические гитаристы, мы всё-таки имеем музыкальные корни в поп-музыке и джаз-роке 1970-х годов. Как многие другие гитаристы того времени, мы были поклонниками самого виртуозного джазового гитариста того времени Джона Маклафлина. В 1980-ые годы мы мало интересовались музыкой в стиле фьюжн. Однако в 1990 году наш интерес к музыке Маклафлина вновь пробудил нас к созданию альбома «Que Alegria» («Какая радость»). Безмятежное, почти классическое звучание пьесы «Три ивы», представленное в альбоме, вдохновило нас сделать её аранжировку для двух гитар. Это первая экспериментальная работа постепенно разрослась в целый репертуар из 16 пьес, сгруппированный в три сюиты.  Возможно ли перевести тяжёлый массивный sound использованного Маклафлином ансамбля (электрогитара, клавишные, скрипка, контрабас и ударные) в тонкое интимное звучание двенадцати струн двух классических гитар?! Когда мы начинали эту аранжировку, для нас это был дискуссионный вопрос. Поскольку использованные инструменты, казалось, представляли два противоположных полюса диапазона. Но мы исходили в первую очередь из того, что музыка Маклафлина это прежде всего – гитарная музыка. Каждая из композиций в основе первоначально была задумана именно для этого инструмента. Поэтому на двух гитарах она звучит совершенно естественно, и в то же время оригинально. В его музыке можно уловить множество своеобразных стилистических влияний: джаз, latino, рок, восточные мелодии, классика. Поскольку мы сами много лет стремимся расширить диапазон и репертуар для классической гитары, для нас представляла большой интерес попытка «перевести» эти стили на классическую гитару. В отличие от произведений композиторов-классиков, мы не могли опираться в данном случае, на уже имевшуюся партитуру. Большинство композиций Джона Маклафлина до сих пор не опубликовано в виде нот. Поэтому нам приходилось работать с этими произведениями буквально со слуха, используя не только альбомы, но и записи аудио и видео концертов Маклафлина. В результате, сюиты Маклафлина можно рассматривать как форму фьюжн или crossover, где музыка рассматривается с классической точки зрения. В этом смысле наши аранжировки являются своего рода реакцией на эксперимент самого Маклафлина в стиле фьюжн. Например, «Апокалипсис» (1974 год). Эта запись представляет собой синтез классики и джаз-рока, где специально сочинённая и аранжированная музыка, исполненная Лондонским симфоническим оркестром, была пронизана отчасти импровизационной музыкой группы самого Маклафлина «оркестром Махавишну». Сохраняя джазовый характер большинства этих пьес, всё-таки их нельзя назвать джазовым произведением. Присущий джазу элемент импровизации исчез из наших аранжировок, всё зафиксировано в нотном письме. Однако мы сохранили большой импровизаторский талант Маклафлина, отобрав и сыграв многие его импровизации, например, изящную и волнующую  импровизацию в средней части «Трёх ив», основанную на латиноамериканских темах, импровизацию в «Belo Horisonte» или интродукцию к «Flomanapolis», где в качестве отправной точки мы использовали импровизационное вступление его живой записи. Изъятие элемента импровизации привело к существенному изменению структуры пьес. При аранжировке мы обнаружили некоторые фрагменты, которые не подходили по звучанию для классических гитар, и постарались в этих местах сделать собственные небольшие вставки.
      Последний альбом  «Groningen Guitar Duo»  «Dedicatoria» посвящён Джулиану Бриму. Многие произведения из этого альбома музыканты представили на концерте  в  зале Академической  Капеллы: испанские танцы Энрике Гранадоса, пьесы  Исаака  Альбениса, проникнутые горячей испанской страстью и темпераментом.
      Хотя испанская народная музыка, как известно, является результатом смешения музыки многих народов, населявших Испанию в течение её истории, самый значительный след оставила мавританская культура, а также музыка цыган, которые переселились в Испанию. Однако до середины XIX века в классической музыке мало ощущался испанский национальный стиль и влияние народной музыки, особенно андалузской. Первый большой вклад в этот стиль внёс композитор Филипп Педрель. Он опубликовал много антологий народной музыки, снабдив их подробными комментариями. Педрель побуждал своих учеников, среди которых были Альбенис, Гранадос и де Фалья, черпать вдохновение в испанской народной музыке. Именно так они и поступали. Нигде в музыке Альбениса и Гранадоса мы не услышим подлинных народных мелодий. Эти мелодии, особенно андалузские, с их прекрасной и модуляционной разноплановостью, сменами настроений, столь характерными для этой музыки, служили для композиторов именно источником вдохновения. 

     О новом альбоме «Dedicatoria» рассказывают Ремко де Хаан и Эрик Вестерхоф:

   - Поскольку гитара один из наиболее часто используемых в этой музыке инструментов, палитра фортепианных произведений Альбениса и Гранадоса схожа с андалузской гитарной музыкой. Поэтому часто считают, что эти произведения легко играть на гитаре. Но на самом деле эти пьесы настолько сложны, что лишь немногие гитаристы, как, например Джулиан Брим, могут достичь их полноценного гитарного звучания. В ранней пьесе Э.Гранадоса «Dedicatoria» (часть «Детских песен») мы ещё не ощущали испанского национального стиля. Эта пьеса схожа с «Детскими сценами» Р.Шумана (этот фортепианный цикл впервые для двух гитар записан нами в  этом альбоме).  Совершенно другой характер имеют «Маха Гойи» и El Macho («Мужчина»), являющиеся частью двух циклов Тонадилий (песен, написанных в старинном стиле). Эти песни, первоначально написанные для голоса и фортепиано, характеризует нежная, изысканная  атмосфера, которая особо выразительно звучит в переложении для двух гитар. Из 12 испанских танцев мы чаще всего исполняем Andaluza №5. Его яркая мелодика и смена мажора-минора создают драматическое напряжение, которое впечатляюще подчёркивает андалузский характер танца.
       Но мы также любим играть циклы испанских пьес Исаака Альбениса. Этот композитор считается основателем  испанского национального стиля. Одним из ранних примеров этого стиля стала Испанская сюита op.47. Это сочинение мы часто включаем в программы наших концертов. Отдельные части этой сюиты носят названия  андалузских городов. За исключением «Каталонии» все эти пьесы написаны в 3-х частной форме. В каждой из этих пьес 1-я часть прерывается танцем в андалузском стиле, часто с модуляционным ходом мажора-минора.  «Гранада» представляет собой серенаду, очень удобную для игры на гитаре с постоянным повторением аккордов под аккомпанемент чарующей мелодии виолончельного звучания. «Каталония» единственный в сюите музыкальный образ, воплощающий родину композитора: испанские Пиринеи (горы Каталонии). По форме это – Corranda (меланхолический танец на 6/8, восходящий к куранте эпохи барокко). «Севилья», названная по столице Андалузии, характеризуется двумя разными настроениями: первая и последняя части, живые и весёлые, схожи с Севильяной (танец фламенко). В то время как эпизод наполнен меланхоличной, мистической атмосферой «саэты» (импровизированная песня, исполняемая во время шествий на Страстной неделе). «Кадис» по мелодии близок к «саэте», но по характеру эта пьеса более энергичная и оживлённая. Иногда Альбениса называют испанским Шопеном. Нам кажется, что эта близость двух композиторских миров особенно ощутима в пьесе «Мальорка». Эта баркарола своими красивыми задумчивыми мелодиями возрождает волшебную магическую атмосферу острова, где долгое время жил Шопен.
          Особый интерес, на наш взгляд, представляют Детские сцены Роберта Шумана в транскрипции для двух гитар. В 1738 году Р.Шуман написал своей будущей жене К.Вик: «Я написал около 30 забавных пьесок. 12 из них я отобрал и назвал эту сюиту «Детские сцены». Композитор сам говорил, что часто импровизировал на фортепиано и впоследствии давал название пьесе, которое у него получилось. «Детские сцены» как раз являются примером этого. Этот подзаголовок цикла может некоторых сбить с толку. Пьесы предназначены для исполнения детьми. Сам Шуман говорил, что это воспоминания взрослого человека о юности, предназначенные для взрослых. Некоторые пьесы, такие как «Грёзы», стали особенно популярны. Сейчас трудно себе это представить. Но для той эпохи пьесы были почти вызывающе новаторскими.

  Весь цикл замечательно оригинален. Аранжировка для двух гитар, сделанная Groningen Guitar Duo, заставляет его звучать так, будто он создан для этого инструмента.
 

Самым  интригующим  номером концерта стала  фантазия на темы британской группы «King Crimson», в переложении для двух гитар Ремко де Хаан и Эрика Вестерхофа.

 - В вашей аранжировке фантазии на темы King Crimson гармонично сочетаются звучания классической гитары и роковый sound. Какие технические приёмы Вы для этого использовали?

  - Кримсон использует в тех композициях, которые мы отобрали, огромное количество разных примочек вплоть до синтезаторных, компьютерных и так далее. Нам было это очень захватывающе интересно, как они хотели на классической гитаре классическими приёмами сымитировать звучание разных электронных примочек. Эхо мыслится не просто как вибрация, а с определёнными заданными промежутками, которые мы и пытались имитировать от одной гитары к другой. Эта фантазия необыкновенно колористически богата по штрихам и нюансировке: огромное количество различных видов тремоло, pizziccatto Bartok, различные ударные эффекты. Поскольку это сочинение большое (около 20 минут звучания), там используется максимальное количество всевозможных эффектов, но в основном они касаются гитарных традиционных приёмов.
 

 - Достигли Вы этого по звучанию?

 - Да, вы знаете, мы вполне удоволетворены.

 - А когда была написана эта фантазия на темы King Crimson?

 -  Эта музыка преследует нас уже где-то с 1993 года. Мы играем много различных вариантов. В основе будущего – лежит запись альбома (около 40 минут звучания!) одной только этой группы.

 -  Тематическая программа российских гастролей называется «Классический гитарный опыт». Что вы имели ввиду под этим названием?

 -  Мы пытались расширить гитарный опыт слушательской аудитории, показав, что на гитаре возможна не только классика, но и новые эксперименты различных стилевых направлений.


-  В Нидерландах мечтаете ли Вы организовать собственный фестиваль гитарных ансамблей?

-  Вы знаете, сейчас, к сожалению, ситуация совсем иная чем раньше. Всё дело в том, что в Нидерландах концерты гитарной музыки проходят в камерных залах, так что заполняемость там не такая высокая, как в петербургской Капелле (700 чел.). Но мы постоянно организовываем серии концертов в Гронингене, позволяющие многим людям приобщиться к ансамблевому  музицированию.
 
 - Исполнительские возможности немецкой гитарной школы претерпели какие-либо изменения по сравнению с прошлым?

  -  Двадцать лет назад в Германии преобладала сильная апояндовая техника. Собственно говоря, сегодня каждый исполнитель должен правильно строить свою собственную конфигурацию рук. Нужно создать комфортное состояние для игры, а потом уже всё остальное. Ни в коем случае нельзя копировать чужую постановку рук и посадку! Необходимо выявить собственные позиции.

  -  Какие чувства остались у вас от посещения России?

  -  В холодном Мурманске мы встретили на концерте очень много хороших людей, к тому же там было очень много молодёжи, а это радует! А Петербург -  это всё-таки магический город. Любовь к культуре, искусству в России во много раз больше, чем в других странах. Очень примечателен тот факт, что культурные ценности  становятся частью твоей жизни, особенно с детских лет. Побывав в Эрмитаже, мы удивились такому огромному потоку любознательных детей. В Голландии же культура сильно присутствует отдельно, то есть не в жизни каждого человека.

Виктор Александров, Санкт-Петербург
 
< Пред.   След. >
ГитаристЪ © 2017