ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ЖУРНАЛА ГИТАРИСТЪ
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ЖУРНАЛА "ГИТАРИСТЪ"
Главная arrow Статьи arrow ИСТОРИЯ ГИТАРЫ
ИСТОРИЯ ГИТАРЫ Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
Написал Administrator   
27.07.2007
По материалам музыкальной энциклопедии
и словаря Парижской консерватории
(перевод с немецкого, статья Э. Шварц-Рейфлингена Консерватория в Париже – первая и наиболее значительная французская высшая музыкальная школа, выпустила при поддержке государства объемистую музыкальную энциклопедию и музыкальный словарь. Полное название этого внушительного собрания сочинений, к сотрудничеству в котором привлечены наиболее знаменитые музыканты и ученые, звучит так: «Музыкальная энциклопедия и словарь консерватории под редакцией коллектива профессоров консерватории, артистов, музыкантов, ученых, писателей. Основатель – Альбер Лавиньяк. Директор – Лискель Лоранси. Книжная торговля Делагрен. Париж.
Вторая часть труда (техника, эстетика и педагогика музыки) содержит 5 томов объемом от 500 до 600 страниц каждый. В 24 и 25 главах подробно трактуется о щипковых инструментах – лютне, гитаре, мандолине, арфе и цимбале.
Наибольший объем в этих главах занимает отдел о гитаре, автором которого является Эмилио Пухоль.
В научной и музыкальной литературе история и техника гитары трактуется не один раз, но почти всегда это единичные изыскания и связного изложения до сих пор не имелось. Справедливость требует при этом установить, что этот материал очень щекотлив и что все, что написано о различных точек зрения гитаристов или научных исследователей, часто подлежит критическому пересмотру.
Несвободна от этих недостатков также и работа Пухоля. Его, с большим старанием созданная работа, написана под углом зрения испанских гитаристов и при почти исключительном использовании испанских и французских источников. Немецкая литература о гитаре ему осталась незнакомой. Но как раз эта односторонность делает для нас труд Пухоля вдвойне ценным, так как благодаря ему мы получаем полноценное добавление к нашим немецким материалам о гитаре.
Значение этого дополнения еще более будет подчеркнуто той ролью, которую играет испанское гитарное искусство в технических вопросах.
ИСТОРИЧЕСКОЕ И КРИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ
ПРОИСХОЖДЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНСТРУМЕНТА
Происхождение гитары до сих пор еще не выяснено, но появление ее с востока, не подлежит никакому сомнению. Пухоль опирается в своих указаниях на чрезвычайно интересное, но совершенно незнакомое в Германии произведение К. Шлезингера (Предшественники скрипки, откуда воспроизведен целый ряд рисунков).
Оказывается несомненным, что гитара, как трехструнный инструмент определенного типа, была известна в Египте около 1700-1200 до Р.Х. Приводятся отдельные разновидности гитары, две гипотезы ее развития – все на основании указанного сочинения.
Появление гитары в Европе произошло благодаря вторжению мавров в Испанию в 8 столетии, где она в последующие времена прочно пустила корни и сделалась национальным инструментом.
Здесь образовались в XIII столетии два типа гитары – гитара мавританская и гитара латинская.
Первая имела больше форму лютни, последняя характерную форму гитары в виде восьмерки.
Из строк _____________________________ Хита (1251) Пухоль полагает, что на мавританской гитаре играли арпеджио (аккордами), а на латинской гитаре – нота за нотой _______________________.
ГИТАРА И ВИУЭЛА
По сообщению Хуана Вермудо (1555 г.), мавританская гитара в это время исчезла, известна только гитара, которая по своей форме соответствовала латинской гитаре. Этот инструмент имеет три двойных струны, одну простую высокую струну и 10 ладов.
Смешение арабов, оставшихся в Испании после вторжения мавров, с городским населением, не обошлось без влияния на возникающую музыку и инструменты, в которых европейский элемент делается в последующее время более заметным. Это в особенности касается появившейся виуэлы, которая ошибочно считается даже и поныне испанской формой лютни, в действительности же это большая гитара с 6 и 7-ю натянутыми струнами.
Наиболее значительные произведения из эпохи расцвета виуэлы, между 1535 и 1578 годами написаны Луисом Миланом, Луисом де Набас Альфонсом Мударра, Энр-де Вальдеррабано, Диего Писадор, М. де Фуэнляно, Санта-Мария и Эстебаном-Газа.
Виуэлисты принимали видное участие в развитии инструментальных форм и аккомпанемент к пению. Виуэла вытеснила в это время гитару в низшее свое общество, однако, в конце 16 столетия виуэла исчезает, предоставляя место гитаре, которая имеет теперь 5 струн и ныне употребляемый строй – ми, си, соль, ре, ля (без баска ми).
Манера игры на гитаре произошла от народного «расгеадо», в нотации и ритме часто применяются обозначения буквами и числами.
Особого упоминания заслуживает одно анонимное гитарное руководство 1586 года, которое затем было издано повторно и способствовало распространению игры на гитаре в Испании.
XVII СТОЛЕТИЕ
В XVII столетии гитара переживает расцвет, в особенности в Италии, где появляются произведения Монтесардо (1606 г.), Джассио (1618 г.), Колонна (1620 и 1637), Сансиверино (1622), Монте (1620), Бартолетти (1640), Ронкалли (1692) и др.
Интересным представителем этого периода, произведения которого нам не чужды и поныне, является Франсиско Корбетта, вероятно, испанский музыкант, который был значительнейшим виртуозом своего  времени. После того как он пробыл некоторое время при Испанском дворе, он приехал в Германию и затем во Францию, ко двору Людовика XIV с титулом придворного музыканта. Здесь он обнародовал свое главное произведение, «Королевская гитара» (1671 г.). Позднее Корбетта переехал к Английскому двору, где он сумел возбудить такое воодушевление к своему инструменту, что многие члены аристократического общества были его учениками. Корбетта умер в Париже летом 1681 года.
В редком контрасте с успехом этого признанного гитариста стоит событие, которое Боннет описывает в своей истории музыки: «Один математик, который хотел сделать самоиграющую гитару в руках скелета, был обвинен в колдовстве и вместе с его инструментом был сожжен в 1664 году в Эксе (Прованс) на рыночной площади.
Интересное заключение о гитарной технике, совокупности правил и формах композиции второй половины VII века мы получаем из гитарного руководства Гаспара Санца (1674 г.).
Родившийся в Каланде (Аррагония), он изучал в Саламанке в университете теологию и философию и в Неаполе сформировался в законченного музыканта на органе и в особенности на гитаре. По возвращении в отечество он обучал Иоганна Австрийского, сына короля Филиппа IV. Его книга посвящена его королевскому ученику. Санц умер в 1710 году в Мадриде.
При дворе Людовика XIV последователем Корбетты был его ученик Роберт де-Визе, который был не только гитаристом-виртуозом, но и отличным теоретиком. О его жизни мало что известно. Его книга «О гитаре» появилась в 1682 году и снова переиздана в 1686 году в Париже. Из нее известный гитарист Наполеон Кост взял целый ряд пьес для современной гитары. В то время как Санц в своем гитарном руководстве уделял внимание народным вкусам, Роберт де-Визе вступил на путь своего учителя Корбетты. Его многочисленные пассакалии, гавоты, куранты и т.д. соответствовали изысканному и возвышенному вкусу двора и были под влиянием Люлли.
Как дальнейшие собрания гитарных произведений можно назвать работы Руис де-Рибайас (1677 г.), Франсиско Гуэран (1674) и Николай де-Росиер (1699 г.).
VIII СТОЛЕТИЕ
Как предшественники этого времени расцвета гитары в 1705 году появились «новые открытия для гитары» Франсуа-Кампиона, который в 1705 и 1706 годах издал еще две дальнейших работы и последнее табулатурное произведение в Испании Сантьяго де-Мурсиа в 1714 году. Гитара теряет свое привилегированное положение и уходит в низшие слои общества, где становится по преимуществу инструментом для аккомпанемента песен и танцев.
Но уже намечается перемена в строе, которая должна была поднять гитару на незнакомую до сих пор высоту. В Испании появляются в последнее третье столетие замечательные открытия Мигуэла Гарсия и Патера Базилио, монаха ордена св. Василия, органиста в Мадриде и создателя многочисленных композиций религиозного характера. Последний был учителем Фердинанда Сора и Дионисио Кагуадо, которые и теоретически и художественно положили основание современной игры на гитаре.
Расцвет гитаристики происходит во всех странах Европы, однако Пухоль характеризует Париж как центр гитаристики, в котором задерживались самые значительные представители этого искусства.
Из французских представителей он называет Берара, Гишара, Гонгле, Леборе, Доме, Аймона, Жилле и др., из итальянских – Карулли, Каркасси, Джулиани и на втором месте – Линьяни, граньяни, Молино, Альбанец, Джардини, Бивилаква, Боккомини, Мерчи, Драгонетти, Миссини, Салетари, Геминиани, Ролла, Феранти и Паганини.
Если эти указания Пухоля и содержат неточности, то они сходятся в большой мере с данными оцитируемых им гитаристах Германии, Австрии, Англии, Голландии и др., так например, как английские гитаристы указывают Гардер, Каль и Маршнер Эта часть при новом издании должна быть основательно просмотрена. Биографические и библиографические указания, которые дает Пухоль относительно Карулли, Каркасси и Джулиани известны, интереснее то, что он может сообщить об испанских представителях – Соре и Агуадо.
В начале нового классического периода испанской гитаристики стоит Патер Базилио. Благодаря живому преподаванию на солидном музыкальном основании он повысил интерес к гитаре. Из его многочисленных интересных манускриптов большая часть исчезла. Его ученики продолжали начатое им дело.
Феодерико Моретти, неаполитанец, который позднее обосновался в Испании, ученик Патера Базилио, выпустил первое музыкальное руководство этого нового периода. Эти методы интересны в особенности тем, что они написаны для шестиструнной гитары. Старейшие композиции для шестиструнной гитары написаны Базилио, который должен взять право на первенство. Гитара была до конца XVIII столетия как лютня, с двойными струнами. В школе Моретти есть следующая фраза: «Французы и итальянцы употребляют для своих гитар одиночные струны, которые допускают более быструю игру. Эти струны так же лучше держат строй, при котором лишь изредка встречаются две одинаково настроенные струны, которые имеют точно одну и ту же высоту тона.
Я же эту систему и могу только советовать всем любителям гитары, также пользоваться ею».
Моретти различает три позиции. Первая, которая простирается от 1-го до 4-го лада. Вторая, которая охватывает тона от 5-го до 9-го лада. Наконец, третья – от 10-го до 14-го лада. Кроме этих трех  позиций Моретти дает еще большое число хроматических и диатонических позиций в созвучиях и в октавах, мажорные и минорные трезвучия и септаккорды, каденции на всех ступенях и 196 примеров для удара. В этом основательном руководстве уже содержится технический аппарат для новой однохоровой, шестиструнной гитары. Приблизительно около этого времени появляются некоторые другие методы, которые однако не имеют того значения, что школа Моретти. Антонио Абреу, португалец, опубликовал школу, которая просмотрена Виктором Прието из Саламанки и позднее появилось в новом издании. От Фернандо Ферандиере, который тоже был учеником Базилио, появилось в 1799 году руководство снова изданное в 1816 году. Из этих работ гитаристы-виртуозы того времени Балестероз, Авеляна, Тостадо, Рамонет, Детапиа, Карнисер и особенно Сор и Агуадо, черпали свои знания.
XIX СТОЛЕТИЕ
Для Фердинанда Сора Пухоль находит проникновенные слова. Он рисует его как создателя благороднейшей и чистейшей гитарной музыки и основателя техники, которая в истории гитары пробовала передать на своем инструменте краски звучания других инструментов и оркестра. Как каждый испанец, Пухоль ценит в особенности вариации. Влияние Сора произвело художественную революцию в гитарной игре во Франции, России и Англии. Определенным образом Пухоль не называет Испанию и Германию. В самой Испании произведения Сора остались почти незнакомыми, так как он почти всегда жил заграницей. Германия же стояла всецело под влиянием итальянских солистов, мешавших развитию отечественного искусства, которое к музыкальному стилю Сора стояло ближе, чем к виртуозному стилю итальянцев.
О Дионисии Агуадо известно, главным образом, по его школе, которая даже и в настоящее время очень употребительна в Испании. Характеру Агуадо и Сора совершенно различны. Агуадо был из скромных кротких натур, Сор – пламенный и бурный. Эти основные течения хорошо различимы в их произведениях.
Тринидад Уэрта, родившийся в 1803 году в Орибуеле, один из редких самобытных гитаристов Испании. В его гениальной игре соединяются народные и художественные элементы в одно привлекательное целое. Он имел блестящий успех в Париже и Лондоне, но он вернулся к себе на родину обратно. К его поклонникам и последователем относятся Мануэль Гарсиа, Генера Лафайет, Россини, Паганини и Виктор Гюго, который в одном из своих стихотворений оставил ему литературный памятник. Из его композиции сохранились некоторые фантазии.
Из последователей и учеников метода Агуадо образовалась группа испанских гитарных виртуозов и композиторов, к которым принадлежат Хозе Брока, Хозе Виньяс, Коста и Гугас, Хозе де Сиебра, Бош, Бассолс, Антонио и Федерико Каро, Мигуэль Мас, Хозе Паргас и Хулиан Карся.
В особенности последние оба заслуживают особого признания.
Хозе Паргас менее значительный по своим музыкальным композициям обладал однако выдающейся технической законченностью, которая дала возможность ему перенести на гитару характерную испанскую народную музыку. Зулиан Аркас – значительнейший гитарист этой группы, родившийся в 1833 году в Мариа, провинции Малага, был превосходный музыкант, национальная музыка которого создала ему друзей даже за пределами гитаристики. Он был учителем Тарреги.
ФРАНЦИСКО ТАРРЕГА
Во Франциско Тарреге испанская гитаристика достигает своей наивысшей точки. Родившийся 29 ноября 1854 года в Виллареале, в Кастильском округе, в провинции Валенсия ребенком бедных родителей, он получил свои первые гитарные уроки в Кастилии у слепого уличного гитариста, прозванного_________________________________________ .
Потом Аркас был его учителем, о котором он даже в позднейшие годы говорил с уважением. Благодаря протекции одного богатого домовладельца Антонио Конаса из Буриана, ему удалось посещать национальную консерваторию в Мадриде, чтобы там изучать фортепиано. Его учителями были Гаглиана и Хернандо. Его превосходные музыкальные способности были отмечены присуждением ему первой премии за игру на фортепьяно и за изучение гармонии.
Но любовь его к гитаре так велика, что он оставляет все другие свои занятия. Успех одного единственного гитарного концерта в театре «Альгабра» определяет его будущую карьеру. Концертное турне по Испании окончательно его укрепляет. Данные Пухоля, что Таррега давал концерты во всех важнейших городах Европы, кажется нам со всеми прочими сообщениями противоречивыми.
За периодом Сора, Агуадо, Джулиани и Карулли следовало время упадка гитары, который ни Кост, ни Аркос не могли остановить.
Миссия Тарреги была та же, что и миссия Базилио, усложненная еще формально виртуозным развитием музыки, в которой только могучий аппарат оркестра, казалось, мог иметь оправдание (это было время, когда в музыке торжествовал вагнеризм).
Таррега был предан гитаре и душой и телом. Его жизнь – это сплошное преданное служение его любимому инструменту. Существование, семья, счастье, честь – все не значило ничего для него по сравнению с его искусством, которому он служил фанатично Его занятия были неутомимы. Все дальше, с большим трудом продвигал он свои изучения, чтобы завоевать инструменту новые страницы. Благородная гитара, пренебрегаемая  музыкантами в атмосфере, которая была такой неблагоприятной, получила благодаря ему снова художественное значение. Произведения Тарреги – это инструментальная квинт-эссенция гитары. Если сегодня гитара может звучать в концертном зале, то этим она обязана прежде всего деятельностью этого великого артиста.
Таррега переделывал для гитары произведения Баха и других классиков и романтиков не потому, что для него имела значение обработка, но он в этом видел средства к возвышению и облагораживанию инструмента.
Известные старые произведения, которые были написаны под влиянием лютни, он умел искусно заново переложить для гитары. Его никогда не ошибающееся чувство стиля ограждало его от выбора неподходящих произведений, всегда эти переложения имели значение новых инструментальных произведений. Этот сын народа мечтал устранить из гитарного искусства понятие «плебейского».
Он играл по желанию своих слушателей часто простонародные хиты и иногда банальные фантазии, чтобы затем неожиданно перейти к произведениям Баха, Моцарта, Бетховена.
Стиль этой чистой музыки воодушевлял его, и ею были внушены его манеры письма, инструментальная техника и выступления.
Испанский композитор Альбенис был одним из его друзей.
Филипп Педрель дал в двухнедельном журнале ____________________ меткую характеристику Тарреги. Его жизнь протекла вне общественности всецело служению искусству. Преждевременно, в возрасте 55 лет он умер в Барселоне 15 декабря 1909 года. Его полное достоинство исследования технике гитары остались, к сожалению, до сих пор в рукописи. Стоит пожалеть, что это сокровище до сих пор не опубликовано.
Произведения Тарреги появились в издании Антич и Тена в Валенсии, Лимона и Босета в Барселоне, Орфео Трасио в Мадриде, Ромеро и Ферандес в Буэнос-Айресе и др. Большое количество произведений еще до сих пор не опубликовано.
Пять лет спустя, после смерти Тарреги, его прах был переведен в Кастилию, где его друзья, ученики и единомышленники поставили ему памятник.
Слепой андалузец Антонио Хименес Манхон, современник Тарреги и искусный игрок на гитаре пожинал лавры в Европе и Южной Америке, где подолгу жил. Вместе с Хуаном Алаисом и Гасиа Толса они были распространителями новой испанской гитаристики.
СОВРЕМЕННАЯ ГИТАРА
С Таррегой исчез лучший гитарист всех времен. Но его труды не были напрасны. Злоупотребления в концертах роялем и отдельными смычковыми инструментами, интерес к старому инструменту и появление выдающихся концертных солистов благоприятствовало возрождению гитары.
Превосходный артист Мигуэль Льобет спешил от успеха к успеху в Европе и Америке. Поощряемый публикой и признанный лучшими композиторами, он, конечно, самый выдающийся артист нашего времени. Уже в молодые годы он был лучшим гитаристом, который овладел современными гитарными достижениями. С замечанием Пухоля, что Льобет был менее учеником, чем последователем Тарреги, мы не можем согласиться. Конечно, для гения, каким является Льобет, количество взятых уроков не играет никакой роли.
В 1904 году Льобет приехал в Париж и тесно сошелся с Альбенисом, Равелем и Дебюсси. Достижения этих современных композиторов, их утонченное искусство, не остались без влияния на него, но его техника всегда подчинялась музыке. Сила искусства Льобета завоевала до сих пор замкнутые круги музыкального общества, как «Национальное общество», «Труба» и «Школа певцов». Благодаря Льобету гитара получила новое эстетическое кредо. Она была открыта в своих инструментальных красках и завоевала полифонию. Среди его обработок простонародных вещей замечателен _______
__________________ (учитель), Мануэль Дефалия написал для Льобета «Хвала Дебюсси». Хороший пример принес плоды. Целый ряд современных композиторов писал гитарные произведения для Льобета. Среди прочих нужно в особенности признать написанные Альфонсо Брока в Уругвае, многочисленные произведения которого, пожалуй, больше всего носят на своем стиле отпечаток нового духа. Брока видный композитор Южной Америки, которому гитара так много обязана. Его произведения нелегки. Этот композитор пишет больше для гитары, чем для гитаристов.
Даниэль Фортеа вырос в традициях Тарреги. Он виртуоз первого ранга и плодотворный  композитор. После того, как он дал большое количество концертов, он всецело обратился к гитарной композиции и преподаванию.
К более всего удивительным солистам нашего времени принадлежит Андре Сеговия. Еще очень молодым он достиг превосходной техники. Его полное выразительности искусство, поющий тон и интересные краски звучания инструмента производили большое впечатление на публику. Горячо и неутомимо пропагандируемая им гитара многим ему обязана в ее теперешнем признании.
Точно так же как Льобет, он побуждал многочисленных композиторов писать для него. Это его земляки Турина, Чаварри, Морено, Тороба, Салазар, Арреги и Аргентинец Карлос Педрель. В испанском вкусе писали также французы Руссель, Самазейль, Калле и др. Дальнейшие композиторы Понсе, Мигот, Пти, Тансман и др.
Регино – Саинс де ля Масса, самый молодой из испанских виртуозов, превосходный игрок, имел большой успех в главных городах Европы и Америки.
В будущем от него еще можно многого ждать.
Из дальнейших испанских артистов должны быть признаны Жозефина Робледо, известная в Испании и Южной Америке, Матильда Гуэрвас в Париже, Пепита Рока, Альфредо Ромеа и др. Во Франции Люсьен Желя, Давид де-Кастилио, Маделен Коттен, в Южной Америке Доменика Прат, ученик Льобета и Жозефина Робледо ученица Тарреги. Оба первые вводили там современную испанскую школу. Далее следует отметить Антонио Синополи, Адольфо Люна, Лелюб, Сагрерас и в особенности очень одаренную юную артистку Марию Луизу Анидо.
Консерватория в Барселоне и Валенсии единственные в Испании, в которых официально преподается гитара. Преподавание ведется по методу старых мастеров.
Из употребляемых ныне методов игры наиболее характерным является «расгеадо», при котором аккорды берутся арпеджио и игра щипком. Влияние этой манеры игры распространяется на современную испанскую музыку.
У этого искусства игры «расгеадо» привлекательного в особенности в ритмическом отношении, есть целый ряд заслуженных представителей, которые скромно остаются в тени.
Это не передаваемая ни нотами, ни словами манера игры с ее красками звучания, ритмом, каденциями передается из поколения в поколение, в особенности в Андалузии.
Классическим мастером игры «расгеадо» является Патино, ученик знаменитого Пакуирри, который издал  ________________________ с многочисленными народными песнями и танцами. За ним следует Льмеллизо Пако-Льде Херес и очень известный Пако Льде Люсена, Пако дель Кармен Франксиско Кортец, Ангел Басса, Мануэль Алварец и др.
К мастерам игры Разгеадо, живущим поныне, принадлежат Пепель Эсигано, Авичулас, Хозе Кабеца, Молина Рамон Монтайя, Магуэль Борруль, Амалио Куэнца, Хозе Хирера, Фабиан де Кастро, Роман Гарсиа и др.
В Южной Америке гитарное искусство распространялось через Испанию. Гитара в Южной Америке является верной спутницей туземных пастухов.
В Европе Южно-Американские песни сделались известны благодаря докладам и пениям немки-аргентинки Анны Шнейдер де Кабрера.
Несмотря на свое происхождение из Испании, Южно-Американская гитаристика в последнее время вступила на самостоятельную дорогу, которая имеет значительные перспективы для будущего.
ПРИМЕЧАНИЕ РЕДАКТОРА К СТРАНИЦЕ  13-й
В 1931 году заграницей бала опубликована параллельными текстами на испанском, английском и французском языках школа Тарреги, составленная его учеником Паскуалем Роч. Школа издана в трех частях в объеме 402 страниц. Только через 30 лет, когда школа была издана у нас в Советском Союзе. Редактор этого издания А.М. Иванов-Крамской, в своем предисловии пытается и незаслуженно и неблагородно умалить роль Тарреги в развитии гитаристики, а для Советского издания сократил в несколько раз школу Роча, дополнив от себя школу легкими этюдами и пьесами композиторов преимущественно итальянской школы, имеющей, как известно, мало общего со школой Тарреги.
Более безответственного и произвольного отношения к изданию труда Роча трудно найти.
Последнее обновление ( 09.10.2013 )
 
< Пред.   След. >
ГитаристЪ © 2017