ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ЖУРНАЛА ГИТАРИСТЪ
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ЖУРНАЛА "ГИТАРИСТЪ"
Главная arrow Гитарные мастера arrow История гитарных мастеров в России
История гитарных мастеров в России Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Рейтинг: / 12
ХудшаяЛучшая 
Написал Administrator   
29.09.2007

Описывая основные зарубежные школы гитарных мастеров, в Гитаристе №1 (2002г.), я пообещал познакомить читателей с Российскими мастеровыми традициями. К сожалению, информации о старинных мастерах делающих гитары сохранилось крайне мало. Опираясь на архив Машкевича фонд 359 (хранящийся в музее Глинки), удалось выудить кое какую информацию, требующую в дальнейшем более точных уточнений и пояснений. 
 В России существовало две школы, одна в Петербурге, другая в Москве. Так как в те времена в одной мастерской делались различные инструменты, то  источники для поиска информации надо искать в различных музеях и частных коллекциях, касающихся изготовления не только гитары, но и скрипки, виолончели, фортепиано, балалайки, домры и других инструментов. Внимательный читатель отметит для себя, что, к примеру,  мастер Батов И.А.(1767-1841) учился в мастерской Владимирова (Москва), и фортепианного мастера Гука (Петербург), Архузен И.Ф. (1795-1870) работал на фабрике Бреля (Петербург), Краснощёков И.Я (1798-1875) учился у Дубровина (Москва) - это мастера работавшие в конце XVIII начале XIX веков, информации о Гуке, Владимирове, Дубровине, Бреле  у меня нет, надо искать. Что же касается частных коллекций, то судьба этих архивов часто трагична. Так как сначала эти коллекционеры никому ничего не дают, а потом всё это исчезает вместе  с человеком хранившим и собиравшим всё это, либо попадая в руки не  сведующих людей просто выбрасывается. Был у нас в России человек Попов-Донской, имеющий в своей коллекции 120 гитар, известных мастеров, от старинных итальянских до гитар мастеров начала XX века, но эта коллекция утеряна в связи с революцией 1917г.  Кое, какие инструменты из этой коллекции всплыли у различных людей, но основная часть пропала. К сожалению, наши Российские музеи владеют очень скромными коллекциями гитар, поэтому очень важно создать коллекцию гитар российских мастеров в первую очередь тех фамилий упомянутых далее в статье. Так что давайте вместе бережнее относиться к своей истории и как сказал кто-то из великих «народ не помнящий своей истории, не имеет будущего».

 


БАТОВ   Иван  Андреевич.  Род.  в   1767   г.   в  Москве  на Воробьевых горах, умер   18  июня   1841   г.  в  Петербурге.
Приводим биографию знаменитого скрипичного мастера, опубликованную в «Энциклопедии смычковых инструмен­тов» А. М. Михеля (Москва, 1894 г.).
«Иван Андреевич Батов. Этот замечательный мастер был крепостным графа Н. П. Шереметьева. Он родился в 1767 г. и учился ремеслу в Москве у инструментального мастера Владимирова. В бытность свою еще учеником от­личался необыкновенною точностью и чистотой работы; в мастерской Владимирова он сделал копию с одной старин­ной скрипки с богатой резьбой так, что ее никто не отличил от настоящей, и выиграл за это большой заклад. Кончив ученье, Батов возвратился в деревню, где и снабжал прек­расными инструментами капеллу графа. Вскоре граф при­ехал на жительство в Петербург, куда вытребовал Батова и определил к фортепианщику Гуку для изучения тогда еще нового фортепианного мастерства. Через год он уже мог делать фортепиано.
Батов, несмотря на большие заказы, никогда не при­нимал работ без позволения своего барина. Граф позволял ему работать только музыкантам. Его инструменты отли­чались необыкновено тонкой работой и имели много общего с инструментами Иосифа Гварнери; дерево прекрасного ка­чества, лак чрезмерно гибкий, превосходного оттенка, не уступающий лаку Страдивариуса.. Размер скрипок Батова невелик; очертания правильны, своды дек не очень высоки и понижались мало-помалу до самых усов; внутренние час­ти сделаны из ели хорошего качества. Был у него один только недостаток — нижняя дека в центре имела значи­тельную толщину, что сильно вредило звучности инструмен­та, ослабляя гибкость деки и препятствуя свободному расп­ространению звуковых волн. ( Это   ошибочное    понятие    о   толщине   дек   было   в   то    время господствующим)

Скрипки Батова так близко подходили к инструментам Гварнери, что все по большей части покупались за границу или продавались в Петербурге, выдаваясь за работу этого итальянского мастера. Новые его скрипки продавались от 500 до 800 рублей ассигнациями, а старые, т. е. давно сделанные, ценились от 1000 до 2000 рублей.
Все знаменитые виртуозы того времени пользовались его инструментами и отдавали ему полную справедливость. Таковыми между прочим были: Диц, Фодор, Френцель, Ро­де, Бильо, Лямар, Борер, Рамберг, заказчиком был Хандошкин, знаменитый скрипач и балалаечник князя Потем­кина. По преданию, Батов сделал ему по дружбе балалайку из старой, вырытой из могилы, гробовой доски. За эту ба­лалайку впоследствии герой войны граф А. Г. Орлов пред­лагал 1000 рублей.
В 1814 г. Батов поднес императору Александру I (ко­торому и прежде неоднократно исправлял инструменты) скрипку своей работы: три месяца он безостановочно и не­утомимо делал ее. По свидетельству знатоков, эта скрипка была чудом совершенства по работе. Государь щедро наг­радил мастера.
После этой скрипки Батов занялся виолончелью и, тру­дясь без отдыха более пяти месяцев, окончил работу с ус­пехом. Виолончель эта, по словам Батова, красовалась и телом, и душою. Знаменитый виолончелист Бернгард Ромберг даже не верил первое время, что она сделана Батовым, и отдавал за нее свою старинную итальянскую. Впоследствии эту виолончель Батов поднес своему барину графу Шереметьеву, который дал ему за нее вольную со всем его семейством.
В течение своей деятельной жизни Батов сделал 41 скрипку, 3 альта, 6 виолончелей, и, по просьбе друзей, 10 гитар, контрабасы он делал только в мастерской Влади­мирова, считая эту работу неблагодарною и почти никогда не оцененною по справедливости. Множество итальянских знаменитых скрипок были им реставрированы и спасены от преждевременного уничтожения, уважение его к старин­ным мастерам было беспредельно. Работая много лет сряду, он особенно обращал внимание на заготовку хорошего де­рева, на которое нередко употреблял значительные деньги, покупал его даже в вещах и т. д. У него до последних дней сохранились запасы такого дерева, заготовленные еще в царствование Екатерины II. Он, заболев 5 июня, умер 18 июня 1841 г. в Петербурге.

Архузен Иван Фёдорович, родился около 1795г в Копенгагене, умер в 1870г. в Петербурге. Известный инструментальный мастер, трёхлетним мальчиком привезен был в Петербург, где и жил до конца своих дней. Образование получил домашнее. Молодым человеком поступил на инструментальную фабрику Бреля, где специализировался по конструированию струнных инструментов. В 1818 г. открыл собственную мастерскую, в которой делал главным образом арфы и гитары и иногда рояли. Ему первому принадлежала идея изобретения пианино, но осуществить ее он не успел. Lutgendorff говорит, что в мастерской Архузена конст­руировались хорошие, но относительно дорогие инстру­менты — скрипки, гитары и прочие.
Гитар работы Архузена сохранилось не много и встре­тить их чрезвычайно трудно; делал он их по цене 40 руб­лей и дороже. Одна из них в 1856 г. была удостоена второй премии на брюссельском конкурсе Макарова.
Дело Ивана Федоровича Архузена продолжили два сына — гитарные мастера — старший Федор Иванович и младший Роберт Иванович. Оба они вышли из школы своего отца. Особенной известности из них достиг Роберт Иванович, которого современники называли “вторым Шерцсром”.
АРХУЗЕН Роберт Иванович. Род. 4 октября 1844 г. в Петербурге, умер 21 февраля 1920 г. в Москве (Более подробная информация в журнале «Гитаристъ» 1994г.
АРХУЗЕН Федор Иванович не сохранилось никаких сведений и портрета. Известно только, что после смерти И.Ф. Архузена оба его сына работали сначала вместе в Петербурге и на Всероссийской выставке в 1871-1872 гг. получили серебряную медаль. После отъезда Р.И.Архузена в 1875г. в Москву Ф.И. остался в Петербурге.
Инструменты Ф. И. Архузена свидетельствуют о не­заурядности мастера, они отмечаются солидностью кон­струкции и чистотой работы. Мастер подражал модели Шерцера, но делал гитары с очень большой мензурой — 66,0—66,5 см при длине корпуса в 46,5—48,0 см, а также шел своим путем, делая различные эксперименты. Об этом свидетельствует гитара его работы 1890 г. с четырь­мя деками (верхняя, две нижних и одна внутри корпуса).
КРАСНОЩЕКОВ     Иван     Яковлевич     Москва. 30.01.1798г.   в  селе  Земенки.  Зарайского  уезда,  Рязанской губернии, умер   19.07.1875г.  в Москве.
Известнейший гитарный мастер. Отец его был управляющим    имением    Земенки,    принадлежавшим    Кошелевым.  Двенадцатилетним   мальчиком   Краснощеков   был  привезен в   Москву   и   отдан   в   ученье   инструментальному   мастеру Дубровину.   Не   получил   никакого   образования   и   остался безграмотным.   Приписан   был   к   московским   мещанам. В 1824 г. женился на Анне Ардалионовне Дымковой и открыл свою мастерскую возле Никитских ворот в доме быв. Карчажкина  против  церкви  Федора  Студита.  Позже переехал на Тверскую улицу,  где имел мастерскую в течение сорока лет.
Иван Яковлевич Краснощеков конструировал скрипки и гитары; стоимость гитар была установлена от двух до двухсот рублей. Дешевые гитары сбывались через скупщиков главным образом, на Нижегородской и других ярмарках, где продавались также и дешевые скрипки. Дорогие скрипки Краснощеков не конструировал. Он был так же прекрасным гардировщиком всех струнных инструментов.
Иван Яковлевич очень любил инструментальную и вокальную музыку, увлекался своим искусством, которым  занимался с необыкновенным прилежанием, знанием дела, любовью и терпением. Ни один инструмент, независимо от его стоимости не выходил из его мастерской без предварительной проверки и, если было нужно, исправления. Он одинаково добросовестно относился к заказам независимо от материального состояния заказчиков и этим приобрёл большую известность добросовестного мастера и заслужил всеобщее доверие, уважение. Многие известные гитаристы играли   на    гитарах Краснощёкова,  из   них   наиболее   известны: М.Т. Высотский,   М. Д. Соколовский,   Ф. М. Циммерман, П. Макаров,    В. И. Морков,    А. А. Ветров, К. Голиков, П. Ф. Белошеин, В. И. Свинцов, И. Е. Ляхов, Скобельцын,  Анастасьев,  Цезырев,  Н. А. Корин, Кудрявцев и М. А.  Стахович.  Из частых посетителей  Краснощекова скрипачей наиболее известны Лауб и Гербер. Среди знакомых Ивана Яковлевича   был и  пользовавшийся большой известностью цитрист Бауэр.
Иван Яковлевич не только конструировал гитары, но и играл на гитаре по слуху. Он обладал музыкальным  вкусом и хорошо развитым слухом.
В 1872 г. на Московской Политехнической выставке за большую гитару агрового дерева, оцененную Краснощековым в двести рублей, он получил большую золотую медаль.
Иван Яковлевич был человеком простым в высшей сте­пени честным, трудолюбивым и справедливым. Из одиннад­цати детей его в живых осталась только одна дочь Ека­терина Ивановна, вышедшая в 1861 г. замуж за москов­ского купца Ф. В. Долгинцева. Остальные дети почти все умерли в младенческом возрасте.
 Биография   И. Я. Краснощекова   составлена   по   материалам переданным   в  письменной  форме его  родственником  Ф. В. Долгинцевым В. А. Русанову и дополнена автором.
БЕРЕЗИН Кондратий Иванович, родился приблизительно в 1847г., умер в 1892г. в Москве.
Гитарный мастер. Ученик или последователь знаменито­го И. Я. Краснощекова. После смерти И. Я. Краснощекова приобрел совместно с Суровым его мастерскую, в которой осталось около трехсот пятидесяти этикеток покойного мастера, и наклеивал их на гитары сво­ей работы. Пользовался моделью Краснощекова и подра­жал ему в работе. Мастер  пользовался  известностью.  Между  прочим,  его очень  часто  навещал  Ф.  Ф.  Глушков,  часто  переделывав­ший свой инструмент работы Шерцера.
Тесть и учитель В. Д. Климова и учитель Николая Федоровича Климова.

Династия СУРОВЫХ — Село Шихово, Звенигородского уезда, Мос­ковской губернии. XIX и XX вв.
Суров Федот Филимонович — Москва(?), XIX в.
Гитарный мастер. Отец Василия Федотовича, Егора Фе­дотовича и Николая Федотовича и Филимона Федотовича и приемный отец Гавриила Федоровича. Ученик Краснощекова(?)
Суров Гавриил Федорович или Филимонович — Москва, XIX в.
Приемный сын Федота Филимоновича и брат Филимона Федотовича. Ученик Краснощекова. После смерти знаменитого мастера приобрел совместно с Березиным мастерскую его и наклеивал на гитары своей работы краснощековские этикетки.
Суров Алексей   Егорович — Шихово, XX в.
Современный гитарный мастер. Сын мастера Егора Фе­дотовича Сурова.
Суров Василий  Егорович — Шихово, XX в.
Современный гитарный мастер. Сын мастера Егора Федотовича Сурова и брат Алексея Егоровича
Все эти сведения получены В.П. Машкевичем от В. Д. Климова, который точно не помнил ни имена, ни родственные отно­шения. В одном случае учеником Краснощекова он назы­вает Федота Филимоновича, а в другом — его приемного сына Гавриила Федоровича.

Династия СОТСКИХ
СОТСКИЙ Иван Никифорович (1860—1921). Инстру­ментальный мастер из Шихова, ученик Дубровина. Кон­струировал народные инструменты. После него остались ин­струментальные мастера — три сына — Сергей, Семен-I, Семен-II.
СОТСКИЙ Семен (I) Иванович. Род. в с. Шихово Зве­нигородского уезда Московской губернии в 1891 г., умер там же в 1921 г.
Мастер щипковых инструментов. Сын инструментально­го мастера Ивана Никифоровича Сотского и брат мастеров Сергея Ивановича и Семена (II) Ивановича Сотских. Ра­ботал в Шихово, сначала для фирмы Мюллер, а когда по­следняя в 1905г. открыла свою фабрику, в Якобштадте, стал работать для фирмы Ю. Г. Циммермана.
СОТСКИЙ Семен (II) Иванович. Род в с. Шихово Зве­нигородского уезда Московской губернии 30 марта 1894 г.
Мастер щипковых инстументов, главным образом домр и балалаек. Сын и ученик Ивана Никифоровича Сотского, брат Семена (I) Ивановича и Сергея Ивановича Сотских.
В возрасте тринадцати лет переехал в Москву. С 1911 г. в течение полутора лет работал по гардировке музыкальных инструментов. С 1912г. сделался самостоятельным. В 1924 г. участвовал в организации фабрики «Музтруд» (Моcква, Селезневка), на которой затем работал до 1931 г. В 1931 г. участвовал в организации фабрики «Трудовая Коммуна», на которой оставался до 1935г., а затем пе­решел в артель «Прима». С 1938г. работает в артели Промкооперации «Музрадио союз».
На I Всесоюзном конкурсе музыкальных мастеров, мас­терских и предприятий по конструированию домр и бала­лаек в 1938 г. Сотский получил за домру первую премию (2500 р.) и за балалайку первую премию совместно с Са­вицким (по 2500 р.).
Московскому гитаристу Сопову принадлежала гитара работы Сотского 1932 г. Корпус красного дерева. Модель — комбинированная — венско-испанская.
СОТСКИЙ Сергей Иванович. Род. в 1886г. в с. Шихово Звенигородского уезда Московской губернии.
Хороший гитарный мастер, один из первых начавших конструировать семиструнные гитары по испанской модели. Сын инструментального мастера Ивана Никифоровича Сотского и братьев-мастеров Сотских. Гитары его работы принадлежали московским гитаристам В. М. Юрьеву (се­миструнная) и Е. М. Русанову, внуку В. А. Русанова (6-струнная). В тридцатых годах (1936г.) С. И. Сотский вы­ехал из Москвы и затерялся.
(к сожалению это вся информация об этих династиях, если кому что то известно просьба сообщить в редакцию журнала «Гитаристъ»)

ДУБРОВИН.(?)    Инструментальный    мастер, живший в     Москве в начале XIX века.  По сведениям  Ф. Долгинцева, написавшего   биографию   знаменитого    гитарного    мастера И. Я. Краснощекова, последний в двенадцатилетним воз­расте был отдан в обучение в мастерскую Дубровина.
Если доверять биографии И.Я.Краснощёкова, написанной Ф. В. Долгинцевым, то Дубровин обучал Краснощёкова в 1810г. А если учитывать, что глава династии Сотских Иван Никифорович (1860-1921) учился у Дубровина, то Дубровиных было несколько, о чём свидетельствует информация ниже.( ред.журнала Гитаристъ В.Волков)
ДУБРОВИН Максим Емельянович. Гитарный мастер, ученик И. Я. Краснощекова (по свидетельству В. Д. Кли­мова). Lutgendorff указывает, что на выставке 1881 г. в Москве фигурировала гитара мастера из Звенигорода Дубровина.

КЛИМОВ Василий Дмитриевич. Род. 15.03.1869 г. в Шихово, Звенигородского уезда, Московской губернии, умер 27.11.1950 г. в Москве.
Один из лучших современных гитарных мастеров и не­заменимый реставратор.
Звенигород и звенигородский уезд в дореволюционной России в конструировании гитар имели такое же значение, как в Германии Миттенвальд и Маркнекирхен, во Франции Мирекур и в Испании Валенсия.
Здесь жили и живут сотни кустарей, делавших гитары, балалайки, домры и мандолины для музыкальных фирм Мюллер, Циммерман и др. Большая часть этих мастеров, подчас талантливых осталась неизвестной и забыта, так как на инструменты их работы наклеены этикетки фирм, на которые они работали.
В. Д. Климову с раннего детства пришлось вращаться в среде гитарных мастеров и присматриваться к их работе.
В начале 1880 г. Василий Дмитриевич приехал в Моск­ву и поступил в Мастерскую Кондратия Ивановича Бере­зина, ученика знаменитого И. Я. Краснощекова. Под руко­водством Березина Климов работал в течение десяти лет и детально изучил модель краснощековских гитар, которой следовал его учитель.  В. Д. Климов был женат на дочери Березина К.И.
Сталкиваясь в процессе работы с гитарами венских мас­теров — Штауфера, Шерцера, Битнера и др., В. Д. заин­тересовался инструментами венской школы и стремясь к дальнейшему объективному изучению, конструкции инстру­мента и совершенствованию прекратил работу у Березина и открыл (1890 г.) на Арбатской площади, на углу Ни­китского бульвара небольшую мастерскую, в которой ра­ботал единолично до 1990 г.
Не прекращая работы на дому, в том же году он пос­тупил в Музыкальную фирму И. Ф. Мюллера в качестве главного мастера гитарного цеха, где оставался до 1915 г.
В мастерской Мюллера под руководством В. Д. рабо­тало несколько мастеров, из которых наиболее талантли­выми были Василий Гаврилович Коробов и Сергей Федо­рович Буров, работавшие самостоятельно в Звенигороде.
В 1915 г. В. Д. покинул мастерскую Мюллера и занялся исключительно работой на дому.
После национализации музыкальных фирм В. Д. посту­пил на работу в мастерскую Наркомпроса (бывшая Мюллера), где оставался до 1919 г., затем работал на фабрике МОНО (Троицкая ул:, бывшая фабрика Балакирева). С 1921 по 1928 гг. В. Д. работал дома, обслуживая студию цыганского ис­кусства, Н. Н. Кручинина. В 1930—1932 гг. В. Д. в ММН’е, в 1932 г. в Муз. магазине ОГПУ, в 1933 г.— в магазине Москульторга №26 (ул. Горького), в 1935— 1935гг. в Мосторге, в 1936 г. работает дома, в 1937 г. в муз. мастерской Московской консерватории, которая в 1938 г. перешла в ведение комитета по делам искусств.
За все время своей работы В. Д. Климов выпустил око­ло трехсот гитар, из которых наиболее совершенными яв­ляются 35—40, сделанных по особым заказам.
Свои гитары модели Крзснощекова вследствие слабости их тона В. Д. считает неудовлетворительными. Несравненно выше их, по его мнению, гитары-модели старых венских мастеров, отличающиеся сильным тоном.
Во время пребывания в Москве в 1926 г. знаменитого А. Сеговии В. Д. Климову пришлось ремонтировать его гита­ру работы испанского мастера Мануэля Рамиреса, у ко­торой треснула верхняя дека. (На неё села одна из поклонниц маэстро ред.). Заинтересовавшись современ­ной испанской моделью В. Д. сделал пять гитар по этому типу, которые оказались довольно удачными: своеобразный тембр, глубокий тон, легкость извлечения звука являются отличительными признаками последних инструментов.
Из своих современников наиболее талантливыми масте­рами (русскими) В. Д. считал: Р. И. Архузена, М. В. Ерошкина, братьев Алексея Егоровича и Василия Егоровича Суровых, работавших в  Звенигороде, учеников И. Я. Краснощекова — Петра Васильевича Белова, К. И. Березина, Федота Филимоновича Сурова и Максима Емельяновича Дубровина, а также вышеупомянутых своих учеников В. Г. Коробова и С. Ф. Бурова.
Многие гитаристы обязаны В. Д. Климову реставрацией инструментов старых мастеров, которая иногда требовала кропотливой сборки их из отдельных мелких кусочков. В. Д. с большой любовью относился к своей работе, и ему совершенно спокойно можно было доверить самые дорогие инструменты и самые сложные ремонты, рассчитывая по­лучить после ремонта гитару чистую как стеклышко. Иног­да В. Д. долго не принимал заказ, а приняв задерживал его исполнение, но причина этого понятна — отсутствие материала, времени, необходимость соответствующего наст­роения. «Я не хочу сделать ремонт для Вас кое-как. По­этому Вы не торопите меня».
В. Д.— интересный собеседник, в нем, как в справоч­нике были сосредоточены богатейшие и интереснейшие све­дения о гитарах и мастерах. Его не наслушаешься. Через его руки прошли тысячи гитар; мастера инструмента или стиль (французский, итальянский и пр.), определяющий страну, в которой гитара сделана, В. Д. узнает по внеш­нему виду. Иногда и этикетка имеется, а В. Д. выше го­ворит: «Это не его работа. По-видимому, этикетку наклеил мастер, ремонтировавший гитару. Это стиль такой-то».
Если такое определение легко сделать по отношению к инструментам знаменитых мастеров, то очень трудно по отношению к инструментам неизвестных мастеров.
В. Д. очень любил музыку, но нужда заставила его с детских лет зарабатывать себе пропитание, не давая воз­можности удовлетворить эту склонность. Он очень внима­тельно слушал исполнение посещающих его гитаристов и обязательно посещал все концерты исполнителей на гитаре.
Василий Дмитриевич чужд «стройному вопросу»; он с одинаковым вниманием работал над гитарами того и дру­гого строя, считая их совершенно равноценными.
В семье В. Д. Климова конструированием гитар, кроме него, занимались два его сына — Павел Васильевич (род. в 1895 г.) и Александр Васильевич (р . в 1911 г.); оба они по профессии были музыкантами. Нуме­рацию инструментов ведет с 1924 г.
В журнале «Огонек» 1943 г. №22 от 22 мая стр. 32, напечатана следующая заметка:
Мастер гитарного дела.
«В Москве на Трубной площади, во втором этаже не­большого дома живет старейший московский инструмен­тальный мастер Василий Дмитриевич Климов. Ему восемьдесят лет, из них шестьдесят восемь он посвятил гитарному делу. Климов сделал пятьсот гитар и вылечил более восьми тысяч.
Мы в мастерской Климова. На столе перед мастером бесформенные куски дерева: фибристый клен, из которого делается кузов гитары, ель для верхней деки и бук для грифа гитары.
Сейчас  Климов изготовляет свою пятьсот первую гитару.
— Был у нас свой гитарный «Страдивариус»,— расска­зывает В. Д. Климов,— крепостной человек графа Шере­метьева,— Батов. Золотые руки были у этого замечатель­ного русского мастера-самородка. Батов работал в крепост­ной капелле графа. Он сделал всего десять гитар. Три из них мне посчастливилось чинить. Одна из неповторимых батовских гитар находится в Москве, в коллекции Большого театра.

Последний период своей жизни В. Д. Климов плохо ви­дел, очень нуждался: нигде не работал, не имел частных заказов, а пенсии, естественно, было крайне недостаточно. Он умер 27 ноября 1950 г. в Москве. 28 октября В. Д. пошел в глазную поликлинику и при переходе Самотечной площади был сбит автомобилем, в результате чего у него была сломана правая нога. В течение месяца Василий Дмитриевич пролежал с грузом в “Клинике Склифосовского, после чего ему сделали операцию, а через два дня после этого он умер.
Похоронен В. Д. Климов на Алексеевской кладбище.
КЛИМОВ   Николай   Федорович.  Умер   в   1894  г.  в  возрасте около шестидесяти лет.
Гитарный мастер.  Ученик  К. И. Березина.  Двоюродныи брат  В. Д.  Климова.  С   1876  г.  работал  в  мастерской Бе­резина, в  1884 г. сделался самостоятельным. Жил в Моск­ве.
КЛИМОВ  Павел  Васильевич. Род.  в  1895 г.  в Москве. Мастер щипковых инструментов. Сын и ученик В. Д. Кли­мова. Артист Великорусского
оркестра.
КЛИМОВ   Александр Васильевич род. 1911г. в Москве.   Гитарный   мастер.   Сын  и  ученик  В. Д. Климова. Музыкант-профессионал.


КОСОЛАПОВ Яков Иванович. Время рождения неиз­вестно, умер в 1952 г. в Москве. В газете «Советское ис­кусство» от 9 августа 1952 г. была помещена следующая статья:
Памяти Я. И. Косолапова
Умер один из старейших советских мастеров музыкаль­ных инструментов — Яков Иванович Косолапов. Почти пол­века посвятил Яков Иванович созданию высококачествен­ных струнных народных и смычковых инструментов. На его инструментах играют многие советские исполнители-про­фессионалы.
Книга Я. И. Косолапова «Ремонт щипковых музыкаль­ных инструментов», написанная им в сотрудничестве с проф. А. А. Рождественским, выдержала два издания. Я. И. Косолапов был членом Совета мастеров смычковых инструментов Комитета по делам искусств при Совете Ми­нистров СССР.
Смерть Я. И. Косолапова — большая потеря для совет­ской музыкальной культуры.
Группа товарищей.
Косолапов Яков Иванович был к тому же мастером по изготовлению гитар, качество которых, по мнению В. П. Машкевича, было достаточно высоким. Был женат на дочери В. Д. Климова.

САВИЦКИЙ Федор Гаврилович. Род. 12.05.1894г. в Вязьме, умер 23.11.1956г.Москва
Гитарный мастер. Через год после его рождения роди­тели вместе с ним переселились в Москву, где он проживал до самой смерти. Окончил городское училище и экстерном сдал экзамены за пять классов реального учи­лища.
Конструированием гитар начал заниматься с 1923г., а до этого работал в области электротехники и живописи. Переход от одного рода деятельности к другому вызван переутомлением от политики и смертью его первой жены. Работа по конструированию гитар благотворно подейство­вала на его нервную систему.
Деятельность Ф. Г. Савицкого в качестве гитарного мастера началась с ремонта инструментов, первые гитары им были сделаны в 1927г., после концертов А.Сеговия по модели его инструмента, но не большого формата, а терц-гитары.
Вскоре мастер своими инструментами приобрел широ­кую известность по всему Советскому Союзу.
К сожалению, невозможность всецело работать в ка­честве гитарного мастера побудила его переключиться на консультацию по конструированию народных инструментов. Так, с 1937 по 1938гг. он работал в Художественном инс­титуте по игрушке Промкооперации Всекомпрофсовета, с 1939г. состоял консультантом и начальником цеха на му­зыкальной фабрике ТОМП и с 1940г.— консультантом там же.
На I Всесоюзном конкурсе музыкальных мастеров, мас­терских и предприятий по изготовлению балалаек и домр в 1938 г.  Савицкий получил за балалайку I-ю премию сов­местно с С.И. Сотским (2250 р. каждый) и грамоту.
Ф. Г. являлся мастером-исследователем в области ги­тары: каждый новый его инструмент представлял собой отдельный опыт. Не работая совместно с другими мастерами и не имея в прошлом соответствующей школы, Савицкий вынужден  был до всего доходить сам. Это и хорошо и плохо: хорошо потому, что он не является рабом традиций, подчас устаревших, плохо потому, что и в области простой конструкторской техники ему приходилось идти ощупью, т. е. медленно.
Гитары Савицкого отличаются глубоким своеобразным приятным тоном. Звуки извлекаются из инструмента легко. Работа чистая, с художественной отделкой розетки деревом разных пород в виде мозаики и с резной головкой. Мо­дель— большая испанская гитара.
Из опытов Ф. Г. необходимо отметить две гитары, сде­ланных им по моделе Vicente Arias и состоящих их двух корпусов, вставленных один в другой и имеющих одну об­щую верхнюю деку. Модель эта не была одобрена А. Се­говией, и он больше не конструировал их.
Свои исследования мастер не считал законченными, тон гитары, по его мнению, не был доведен до возможного предела.
Савицкий мечтал участвовать и получить премию за ги­тару на Всемирной выставке.
Ф. Г.— единственный мастер, принимавший активное участие в стройном вопросе. Он являлся сторонником 6-струнной гитара, считая ее более совершенным инструмен­том, конструировал 6-струнные гитары и считал ниже сво­его достоинства ставить свое имя на 7-струнной гитаре.
Федор Гаврилович Савицкий умер 23.11.1956 г. после длительной и тяжелой болезни в Москве. Последние нес­колько лет он не имел уже возможности работать: руки его тряслись, а ноги плохо двигались. Он похоронен 25 ноября на Ваганьковском кладбище, куда его проводили А. М. Иванов-Крамской, Е. М. Русанов, Преображенский и др

 

ПАСЕРБСКИЙ Франц Станиславович, дата рождения неизвестна, умер в 1903г. в Петербурге.
Один из лучших скрипичных и гитарных мастеров конца XIX - нач. XX вв. Придворный мастер и поставщик инст­рументов для принца Ольденбургского. Называл себя «усовершенствователем балалайки». Мастерская его была отк­рыта в 1886 г. Жил в С.-Петербурге: в 1891 г. на Эртелевом переулке, 16-1, а с 1893г.— на Большой Караванной, 23-35.
Его очень ценили И. Ф. Деккер-Шенк (сын известного Венского гитарного мастера Шенка, работавшего управляющим на фабрике  Штауфера, где Шерцер был рабочим) и В. П. Лебедев. Некоторые его гитары были изумительны. В настоящее вре­мя встретить их можно довольно редко. Судя по переписке с заказчиками в 1896г. на него работали восемь человек. Среди них такие как М.В.Ерошкин и К.Дорожкин и др. Имеется предположение, что сам Пасербский не работал, а лишь администрировал мастерской. Возможно, что число лично сделанных им гитар не превосходит тридцати. В воспоминаниях Б.Перотта, эмигрировавшего в Англию после революции 1917г., гитара Пасербского, приобретённая в Петербурге по рекомендации Лебедева, получила очень высокую оценку. Если учесть, что Борис Перотт оказался одним из первых учителей Джулиана Брима, я думаю читателям будет интересно  высказывание Перотта: « Много я видел гитар на свете, включая Сеговиевскую, но лучшую по силе и глубине тона, чем мою, никогда не видел. Ей около пятидесяти лет. Я её купил тогда в Петербурге по рекомендации Лебедева. Русский гений превзошёл всех испанцев!!!
Заплатил я за неё в 1903г. двести пятьдесят рублей». Все гитары, сделанные в мастерской Пасербского его подмастерьями и в том числе М.В.Ерошкиным, имеют этикетки Пасербского.

ЕРОШКИН Михаил Васильевич. Известный русский мастер по изготовлению гитар. Род. в 1870 г. в с. Федотьево Рязанской губ., умер там же 30.08.1922г. (По сведениям В. А. Русанова, М. В. Ерошкин род. в 1868г.).
В возрасте двенадцати лет Михаил Васильевич потерял отца и вынужден был уехать в Рязань, где стал обучаться столярному мастерству. Вскоре он вернулся в свое село и начал работать по приобретенной специальности. Через три года М. В. Ерошкин уезжает в С.-Петербург и пос­тупает краснодеревщиком в мастерскую В. И. Гусева. Спустя два года он уже лучший мастер в городе и про­должает свою деятельность в скрипичной мастерской Ива­нова, конструируя свои первые гитары.
Не удовлетворенный постановкой дела в мастерской Иванова, Михаил Васильевич перешел в мастерскую Ф. С. Пасербского, где ему пришлось проработать в тече­ние десяти лет. Есть сведения, что М. В. Ерошкин неко­торое время работал у известного, гитарного мастера Ф. И. Архузена.
После смерти Ф. С. Пасербского Михаил Васильевич продолжал конструировать гитары в мастерской Винокуро­ва, Зюзина и Синицкого (мастерская перешла в руки ука­занных мастеров).
М. В. Ерошкин брал уроки гитары у В. П. Лебедева, но вскоре поранил во время работы указательный палец на левой руке, из-за чего тот потерял подвижность. За­нятия пришлось прекратить.
Среди заказчиков в мастерской Ф. С. Пасербского Ми­хаил Васильевич постепенно приобрел репутацию хорошего мастера и начал размышлять о возможности самостоятель­ной деятельности, к тому же, по его словам, он утомился суетой большого города.
Вернувшись в свое родное село, он сделал несколько газетных публикаций о приеме заказов и был обеспечен ими вплоть до начала войны 1914г. От предложений му­зыкальных фирм Михаил Васильевич неизменно отказывал­ся, не желая каких-либо ограничений своей творческой де­ятельности. В период революции и гражданской войны чис­ло заказов значительно сократилось, в связи с чем М. В. Ерошкин вынужден был взяться за непосильную для себя работу на мельнице и этим подорвал свое здоровье. В 1919г. он заболел раком желудка, но продолжал ра­ботать. В 1922 г Михаил Васильевич слег в постель, и ни поездка в Москву на лечение, ни операция, сделанная в Рязани, уже не смогли поставить его на ноги.
После смерти Михаила Васильевича остались вдова и три сына. Средний сын, Дмитрий, с десятилетнего возраста помогал отцу в переделке старых гитар, но не успел, к сожалению, многого перенять в искусстве талантливого мастера.
Судя по оставшейся книге заказов мастера, Михаил Ва­сильевич сконструировал 89 гитар. В действительности их было более ста, т. к. в указанной книге два листа ока­зались вырваны и утеряны после смерти М. В. Ерошкина.
В числе заказчиков известного русского мастера были А. П. Соловьев, П. Д. Чумаков, В. П. Лебедев, С. Н. Га­лин, В. В. Сланский, Н. Д. Шариков, Ф. Ф. Дмитриев, В. А. Иванов и другие гитаристы.
Во время пребывания М. В. Ерошкина в мастерской Ф. С. Пасербского гитары с этикетками последнего дости­гали особого совершенства. Все лучшие гитары этого пе­риода вышли из рук Михаила Васильевича. По-видимому, его же работы и гитара с добавочными струнами, «гербообразной» формы, принадлежавшая гитарис­ту Б. А. Перотту. Об этом инструменте владелец писал: «Моя гитара сделана русским мастерам Пасербским (его называет гениальным мастером автор книги «Гитара и ее мастера», изданной в Мюнхене в 1925г., Буэк). Много, я видел гитар на свете, включая гитару А. Сеговии, но луч­шую по силе и глубине тона никогда не встречал. Я при­обрел этот инструмент в 1903г. в Петербурге за 250 рублей по рекомендации В. П. Лебедева. Русский гений превзошел всех испанцев!!!»
На Всероссийской выставке в С.-Петербурге в 1907 г. Михаил Васильевич получил похвальный отзыв за гитару своей работы.
Гербообразной формы гитара принадлежала некогда В. М. Юрьеву.

ДОРОЖКИН Иван Константинович. (Годы жизни не­известны). Мастер по изготовлению щипковых инструмен­тов, ученик своего отца, в свое время работавшего в мас­терской Ф. С. Пасербского. Работал в Самаре, затем пе­реселился в Ленинградскую область. В дальнейшем сменил род деятельности, прекратив изготовление музыкальных инструментов.
Некоторое время И. К. Дорожкин брал уроки игры на гитаре у П. И. Исакова.
Л.   В.  Девятов   в  письме   к  В. М. Мусатову   сообщает о   посылке Дорожкиным   из   Ленинграда   в   Москву двух  гитар  по  80  рублей  каждая  для  гитаристов  Евдоки­мова  и  Покаместова.  Эти  инструменты,  по  словам  автора письма,  отличались   великолепным   звуком,   мягким   и   соч­ным,    так    что    «мой    Шерцер    побледнел    от    зависти». (Л. В. Девятову  в  то  время  принадлежала старинная  ги­тара    работы    знаменитого    венского    мастера    Шерцера. М. Я.).
П. С. Агафошин писал в 1930-х годах Л. В. Девятову, что И. К. Дорожкин не имеет конкурентов ни в Москве, ни в Ленинграде, а сам Петр Спиридонович заказал ему инструмент, передав, принадлежащую ему ранее, гитару ра­боты Шерцера своему сыну.
К 1930 г. Иван Константинович изготовил около 40 ги­тар, одна из ранних из этой партии некоторое время при­надлежала В. М. Мусатову (г. Владикавказ). Цены на не­которые его гитары в то время доходили до 125 рублей. Первоначально мастер делал инструменты по чертежам ги­тары А. Сеговии работы мастера Торреса.
В 1933 г. для Л. В. Девятова И. К. Дорожкин изготав­ливал квинт- бас гитару.


КОМЛЕВ Василий Алексеевич. Гитарный мастер, работавший по заказам В. А. Русанова для его учеников, ко­торые не имели возможности приобрести инструменты Р. И. Архузена. Культурный человек, говоривший на нес­кольких иностранных языках. Его мастерская находилась в селе Богородском, на Лесном проезде, в д. №46 Сидо­рова (Московский район). Конструировал гитары из ольхи, лучистого клена (агорна) и палисандра. Изобрел гитару с добавочными басами без склейки двух грифов между со­бой. Кроме гитар, конструировал плоские мандолины с 29 ладами (4,5 октавы); верхняя дека не имела перелома, при­менял тройные струны. Гриф можно было регулировать на желаемую высоту струн. Эту мандолину он называл ман­долиной системы В. Комлева, хотя плоские мандолины по­явились в продаже в Москве в 1906 г. в магазине Ф. И. Детлаф и взяты они с образца испанских мандолин и бандурий, а тройные струны применялись и введены в 1899 г. или раньше итальянским мандолинным мастером Serafino Casini, жившим в Кампи Бизецьо, возле Флорен­ции.
Хорошие и дорогие гитары Комлев конструировал по модели Р. И. Архузена.
Материал подготовлен на основе архива В.П.Машкевича ГЦМКК им. Глинки, ф. 359.

 

В.Волков

 

Последнее обновление ( 29.09.2007 )
 
< Пред.   След. >
ГитаристЪ © 2017