ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ЖУРНАЛА ГИТАРИСТЪ
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ЖУРНАЛА "ГИТАРИСТЪ"
Главная arrow СЕМИСТРУННАЯ ГИТАРА arrow М.ПАВЛОВ-АЗАНЧЕЕВ (1888-1963)
М.ПАВЛОВ-АЗАНЧЕЕВ (1888-1963) Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Рейтинг: / 7
ХудшаяЛучшая 
Написал Administrator   
29.09.2007
I. Краткая биография. Нотное наследие. Первые исполнители.
Матвей Степанович Павлов-Азанчеев (настоящая фамилия Павлов) родился 10 марта 1888 года в Батуми, умер 8 января 1963 года в Армавире. Жизнь его, как и многих других гитаристов этого времени, была сложной и трагичной. На гитаре Матвей Степанович начал играть с самого детства.
Image
М.ПАВЛОВ-АЗАНЧЕЕВ (1888-1963)
Музыкальное образование получил в Московской консерватории, где учился с 1904 по 1907 гг. игре на виолончели, дирижированию и композиции. Брал уроки у директора консерватории М.Ипполитова-Иванова. В это же время, в Москве начал регулярно выходить журнал В.Русанова «Гитаристъ», в котором подробно освещалась история русской гитары, а в приложениях к журналу печатались пьесы гитаристов XIX века. Можно предположить, что именно в это время, понимая необходимость создания нового репертуара, М.Павлов-Азанчеев задумывает сочинять пьесы для гитары. Спустя некоторое время, возратившись из Москвы на юг России, М.Павлов-Азанчеев начинает выступать в концертах, читает лекции по истории гитары, преподаёт.
Как профессионально образованный музыкант–композитор, М.Павлов-Азанчеев все свои сочинения датировал. И первые его сохранившиеся сочинения для гитары относятся к середине 20-х г. Иногда, это были не просто «голые ноты», а письма–сочинения, в которых он давал указания, как надо играть то или иное место, шутил, жаловался на свою судьбу и т.д. Сохранилась копия письма, которое было написано М.Павловым во Владикавказе 19 января 1930 года, московскому гитаристу М.Иванову. В этом письме раскрывается личность М.Павлова как умного, не лишённого юмора собеседника, тонкого психолога, человека энергичного, с большой силой воли. С 1924 по 1933 гг. Павлов-Азанчеев работает дирижёром симфонического оркестра в Орджоникидзе, получает должность заведующего отделом радиовещания в Сочи. Однако увлечение гитарой уводит его от карьеры дирижёра и спокойной престижной работы, жизнь его становится кочевой и неустроенной. Мало того, с 1941 по 1951 гг., вместе со своей женой, Любовью Петровной Павловой, «за старческую болтовню», получает десять лет лагерной жизни.
Матвей Степанович сочинял и играл на гитаре вплоть до самой смерти. Сохранилась звукозапись его игры от 1960 г. Он подготовил её для Осетинского радио. В числе записанных им пьес были: вальс «Снежинки» из балета «Навстречу солнцу», который был написан и поставлен Павловым в 1957 г., и марш «Процессия пионеров», который Павлов играл в течение всей жизни. При жизни его сочинения не издавались, а после смерти напечатано было лишь небольшое число.
Сейчас, в полном собрании сочинений М.Павлова-Азанчеева, значится 97 его оригинальных гитарных пьес и около 600 аранжировок. Собирал этот архив, с 1968 по 1976 г., Владислав Михайлович Мусатов, гитарист из Орджоникидзе, лично знавший М.Павлова-Азанчеева и его друзей. Он разослал этот архив в нескольких экземплярах разным лицам по стране, в том числе в Смоленск Ю.Ленивцеву, а затем подарил подлинники Музею музыкальной культуры им. М.Глинки в Москве 9 декабря 1986 г. (фонд 359/2321).
Блестящая московская гитаристка А.Бардина % первая стала исполнять произведения М.Павлова-Азанчеева на концертной сцене. На своём CD, 1996 года, в числе других пьес, А.Бардина записала следующие произведения М.Павлова-Азанчеева: вальс “Мечта”, “Шествие”, “Мотылёк”, “Старинные куранты”, “Скерцо”, вальс “Снежинки”.
Следующим, кто открыл музыку М.Павлова-Азанчеева, стал наш соотечественник, ныне проживающий в США % доктор музыковедения О.Тимофеев. О.Тимофеев тщательно отобрал произведения М.Павлова-Азанчеева для своей записи, включив в неё не только яркие программные миниатюры, но и две больших сонаты. Летом 2002 г., О.Тимофеев сделал на «Народном радио» в Москве интересную передачу о М.Павлове-Азанчееве (50-ти минутная запись имеется на CD).
II. Неизвестные письма и документы
Из письма А.Максимова – А.Ларину (Владикавказ, 9 января 1946 г.)
… Дела и новости таковы: Мирон Петрович Папченко и Матвей Степанович Павлов в условиях известных Вам со слов Владимира Павловича Машкевича. Положение первого неопределённо: дела направлены в Москву, есть надежда на положительный исход; дела второго % 10 лет. … Желаю успеха в составлении гитарного отдела музыкального словаря. Я Вам и Владимиру Павловичу пришлю сведения о Матвее Степановиче для словаря. Непременно его имя должно быть увековеченно % он очень много сделал для гитары…
Письмо М.Павлова – А.Ларину (Краснодар ИТК №1, 28 августа 1946 г.)
Уважаемый Александр Яковлевич!
Простите, что, не будучи с Вами знаком – пишу Вам. Но делаю это, по настоянию нашего общего знакомого Александра Александровича Максимова. Он мне говорил, что московские гитаристы и юристы хотели мне помочь. Увы! Я уже стар, и дни мои сочтены. Утруждать хлопотами, я никого не собираюсь. Всё моё имущество, и нотная симфоническая библиотека конфискованы, и мне нечем возместить труды незнакомых мне лиц, хотя бы и гитаристов семиструнников. Единственно о чём я осмелюсь Вас просить, это помогите мне, хотя бы одним аккордом струн для гитары. Я и в И.Т.К.не забросил гитару. Она мне помогает, честным трудом – отбывать мой срок. Много в голове музыкальных вещей бродит, но нет нотной бумаги. Меня Максимов, просил написать мою Автобиографию! Но поскольку я сижу по 58 ст.\10 ч. 2-я за старческую болтовню, я считаю смешным писать запачканную биографию. Хотя и было бы о чём, так как я отдал 45 лет жизни гитаре, и копия моих трудов у Максимова. Если Вас интересуют мои произведения, пришлите нотную бумагу, и я Вам охотно напишу. Только для бандероли и письма приложить бумагу и марки – так как, даже на это средств у меня нет. Прошу Вас, сообщите, что с Максимовым? С мая месяца, от него я не имею, ни строчки. Он мне с женой (мы оба старики сидим) помогал материально. И если сейчас, сделать этого не может, так передайте ему – что я не корыстен (он это знает), пусть хоть пишет! Пара слов с воли, и то большая радость для меня. От Вас я тоже ничего не прошу, хотя и во многом нуждаюсь. Наоборот, сам хочу напоследок своей жизни – быть чем – либо Вам полезным, и оставить по себе память! Моя фамилия Павлов Матвей Степанович. Окончил Московскую консерваторию по классу виолончели и композиции. По профессии симфонический дирижёр. И параллельно – работал над 7- ми струнной гитарой – перенеся на неё опыт образованного музыканта и дирижёра. Послал Максимову из И.Т.К. два своих последних танго и копию прошения о помиловании (посланного мной в Москву), но ответа от него также нет. Простите за беспокойство – жму Вашу руку и жду от Вас – хотя бы простого ответа. Готовый к музыкальным услугам Ваш М.С. Павлов.
Лирический вальс «Пиши» для тенора и фортепиано, текст и музыка М.С.Павлова (13 сентября 1946 г.)

Нотный автограф М.Павлова-Азанчеева (12 октября 1946 г., оригинал был прислан Павловым М.Иванову, после перешёл к Е.Грачёвой, затем был подарен мне. В.Маркушевич)
• «Шествие пионеров» (в ГЦММК им. Глинки есть автограф от 20 апреля 1948 г.)
• «Старая сказка» (мелодия лирического вальса «Пиши» и «Старой сказки» % одна и та же)
• «Танго «Мечта»
• «Frote Marche» (“фроте” имеет перевод в музыкальном словаре как “диссонирующий”, причём интересно, что букву “f” Павлов-Азанчеев зашифровал под букву “t”, и только путём сравнения с первой буквой слова “fine” в конце пьесы, можно с уверенностью сказать, что пьеса имеет свой потаённый смысл в названии “Frote Marche”.)
Письмо А.Максимова – А.Ларину (Владикавказ, 17 ноября 1946 г.)
Многоуважаемый Александр Яковлевич! Любя человека и желая ему в горе всегда посильно помочь, я до некоторой степени считаю себя в праве просить и других поддержать страдающего: Матвей Степанович Павлов и его жена Любовь Петровна Павлова в настоящий момент больны, очень нуждаются и близки к полной беспомощности. Сперва они были вместе, а теперь в разных местах. Они подали просьбу о помиловании, но ответа пока нет. Надо каждому из нас, семьи гитаристов, помочь им материально. Это может выразиться в посылках, которые принимаются почтой непосредственно в адрес заключённого. В посылке можно отправлять бельё, платье, пищевые продукты – общим весом до 8 кг. % Если возможно, то примите на себя добрый товарищеский долг сделать это два раза в год (каждый раз по две посылки: ему и ей). Я с аналогичной просьбой одновременно обратился к Машкевичу, Иванову, Фомину и Кузнецову. Т.о. нас шестеро, на долю каждого выпадает в год два раза оказать помощь; остаётся указанным Вам москвичам установить очерёдность. Я беру на себя декабрь 1946 г. и июнь 1947 г.
Адрес первый: г. Краснодар, ул. К.Либкнехта д. № 19 И.Т.К. № 1 – Матвею Степановичу Павлову (именно «Павлову», без второй фамилии «Азанчеев»).
Адрес второй: станица Усть-Лабинская Краснодарского края, почт. ящ. № 1, И.Т.К. № 4 – Любовье Петровне Павловой. % Остальные правила отправления посылок укажет почта.

Image
Гитара М.ПАВЛОВА-АЗАНЧЕЕВА

Если приеду в Москву, то лично поделюсь их письмами, описания ими их положения не требует пояснений. Помочь нужно и, если можете, то сделайте это – прошу Вас. Я со своей стороны в третий раз послал просьбу о помиловании (два раза мне отказали), но ответа ещё нет. Веру и надежду не теряю. Остальные новости разрешите отложить до возможной встречи, или до след. письма. Будьте здоровы. Всего хорошего. Привет семье. С уважением А.Максимов.
Из письма И.Фомина – А.Ларину (23 декабря 1946 г.)
… 12 августа 1946 г. я получил от Максимова следующее известие: «Спешу поделиться радостью: Мирон Петрович Папченко здоров, свободен и пребывает в полном благополучии у себя дома. Будем с надеждой ждать того же и с М.С.»… Вы должны были получить письмо (а так же Иванов и Кузнецов) от Максимова с просьбой помочь посылками М.С.Павлову. Думаю, что Вы не откажитесь в этом добром деле. Я уже раннее посылал ему в письмах кое-что из мелочи, напр. – струны и проч., а сегодня еду в Мытищи сдавать заготовленную ему посылку, в котор. положил: сухарей ржаных, кофе с сахарином, 1 флакон туши, ручку с перьями, 3 карандаша, 1 флакон клея конторского, кисточку, 10 листов белой бумаги, линейку, нижнюю рубашку и трусы. К празднику он, наверно, получит. Нужна ему также нотная бумага. Возьмите на себя отправку на январь (остальные в след. месяца). Сдавать, наверно, нужно в Главн. Почтампте. Он права перписки не лишён, а потому переписываться и посылать посылки, можно свободно. Ваш И.Фомин…
Дунаевский «Марш» из фильма «Весёлые ребята» (вставка в муз. картинку «Шествие пионеров», 26 декабря 1946 г.)
И тот, кто с песней по жизни шагает, тот никогда и нигде не пропадёт.
Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек.
Из письма А.Максимова – А.Ларину (21 апреля 1947 г.)
… М.С. и его жена в том же положении. Грустно, но пока бессильны оказались все попытки. Переписку с ними поддерживаю…
Из письма-сочинения (Григ «Норвежский танец») М.Павлова – А.Максимову (Краснодар, 27 сентября 1947 г.)
... Лично у меня, настроение самое жуткое: от жены нет сведений. Моё письмо к ней, пришло ко мне обратно. Не знаю право, что и предположить – или у неё происходит перемена адреса, или её уже нет на свете. Всё это волнует меня ужасно. Мало очевидно для меня теперешних переживаний – так судьба послала ещё и это! Простите за почерк. Но пишу по памяти – так как вижу очень и очень плохо. Мой адрес пока тот же. Жму Вашу руку. М.С.Павлов. Привет гитаристам!
Из письма-сочинения (М.Павлов-Азанчеев «Испанская серенада № 3») М.Павлова – А.Максимову (Кутаисс, 23 сентября 1948 г.)
… От жены % сведений нет. Пишет ли тебе? Что с ней? Целую тебя % благодарный М.С.Павлов.
Из письма А.Максимова – А.Ларину (Азауджикау, 4 октября 1949 г.)
… Несколько слов по личному вопросу. Вы, Александр Яковлевич, вините меня в том, что я «обхожу» Ваш долг, - но нет! Я просто насторожился: на моё письмо с просьбой разделить помощь Матвею Степановичу, никто (в том числе и Вы), кроме М.Ф.Иванова не откликнулся, - я решил, что меня из-за связи с заключённым сторонятся, - вот я и сам посторонился, не желая бросать тень на кого-либо и не нарушать чей-нибудь покой. Это и всё! Абсолютно против Вас ничего не имею! …
Письмо Л.Корпусовой1 А.Ларину (1 декабря 1966 г.)
Уважаемый Александр Яковлевич! Простите, что так поздно высылаю Вам вот эти фотографии Матвея Степановича – только вчера смогла навестить Татьяну Прохоровну Рожкову, у которой попросила их. Ноты М.С. разобрали сразу же после его смерти – неизвестно кто?! Часть документов находится у А.Максимова, и, кажется, диплом об окончании консерватории.
После смерти Любови Петровны. М.С. совсем осиротел. Его часто видели на улице в очень плохом виде, а однажды он написал письмо, чтобы в его смерти никого не винили, заперся у себя в комнате и устроил пожар. Пожар был погашен, хозяйка отказала ему в квартире. После этого Т.П. приняла М.С. к себе. 2,5 года М.С. жил у Т.П., уезжал в Туапсе – что он делал там неизвестно, приехал оттуда без своей виолончели. Вот в этих перерывах, когда он не употреблял алкогольных напитков, он давал уроки, «что-то сочинял» как сказала Т.П. Но… пить не переставал, пил вместе с учениками, брал вперёд у них деньги за уроки, а затем повторно требовал плату. В конце концов, ученики уходили и не возвращались. Всё это, разумеется, не для широкой аудитории – причину его поведения далеко не каждый сможет понять и искренне посочуствовать!
Затем М.С. ушёл от Рожковой в дом престарелых, унёс с собою книги, ноты, фотографии. Там он пожил всего несколько месяцев, однажды провёл ночь не в помещении, простыл и после этого заболел. Заболел и не вылечился. Всё, что осталось после него – растащили и теперь не найдёшь следов. Может быть совсем равнодушные люди! Куда-то пропала гитара (мастер Краснощёков); единственное, что оставалось – это обыкновенная, магазинная гитара. Мне пришлось её выкупить – иначе не отдавали. Она не очень хорошая, разукрашенная и увенчанная всевозможными посторонними предметами, портретом Ленина и т.д., сама по себе никакой ценности не представляет, но мне дорога она как память о М.С.! Попытаюсь ещё найти что-нибудь в этом неприветливом доме престарелых, хотя надежды на это нет почти никакой.
Эти фотографии М.С. последних лет, на одной из них он в театре, где он работал в 1960 г., играл за сценой, в то время как на сцене фиктивно исполняли это произведение. … Рассказывать о М.С. можно было бы больше, но это было бы повторением таких же и ещё более грустных и печальных событий! Если смогу отыскать ещё что-нибудь – непременно вышлю Вам. … Всего хорошего! С уважением Л.Корпусова1.

P.S. Автор публикации благодарит за предоставленные материалы С.Муравьёва, В.Ажикулова, О.Тимофеева, В.Нестерова.
Эти материалы печатаются впервые. Основные сведения о М.Павлове-Азанчееве находятся в словаре-справочнике «Классическая гитара в России и СССР», Тюмень-Екатеринбург, 1992 г., составитель М.Яблоков.
В.Маркушевич.

 

Последнее обновление ( 09.10.2007 )
 
< Пред.   След. >
ГитаристЪ © 2017