ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ЖУРНАЛА ГИТАРИСТЪ
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ЖУРНАЛА "ГИТАРИСТЪ"
Главная arrow Новости arrow Кобленц 2007
Кобленц 2007 Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Рейтинг: / 2
ХудшаяЛучшая 
Написал Administrator   
05.10.2007
Уже 15-й раз проходил в немецком городе Кобленце международный фестиваль и конкурс гитаристов, который имеет название "Хуберт Кеппель - 2007" (в честь известного немецкого гитариста-виртуоза Хуберта Кеппеля).
Image
Лауреат первой премии Gabriel Bianco (Габриель Бианко, Франция)

 Находящийся  в федеральной земле Райнтланд-Пфальц небольшой город Кобленц с каждым разом всё больше и больше притягивает к себе внимание профессиональных исполнителей, преподавателей, мастеров, изготовляющих гитары, и просто любителей гитарной музыки всего мира. Этот город вполне заслуженно приобретает репутацию одного из самых значительных центров мирового гитарного искусства, таких как Эстергом в Венгрии, Тыхы в Польше, и некоторые другие города, имеющие международный авторитет и популярность, как среди профессиональных гитаристов, так и среди широкого круга представителей средств массовой информации. В этом году на фестиваль приехали более двухсот человек. Здесь были представлены буквально все части света - Европа, Азия, Северная и Южная Америка, Австралия, Африка. В конкурсе "Хуберт Кеппель - 2007" приняли участие 84 человека из Германии, Италии, Испании, Франции, США, России, Украины, Англии, Аргентины, Бразилии, Перу, Уругвая, и многих других стран, все названия которых просто невозможно перечислить в этой статье.

Каждый фестивальный день начинался в 10 часов утра с конкурсных прослушиваний, после обеда с 14-и часов проходили мастер-классы, а с 20-и часов ежедневно начинались вечерние концерты, приглашенных на фестиваль артистов.
Открылся фестиваль выступлением известного уругвайского гитариста Альваро Пиерри, который начал свою программу с исполнения старинной лютневой музыки - "Ричеркара" Франческо да Милано. Потом последовала "Большая соната" Ля-Мажор Николо Паганини. В этом произведении, по моему мнению, было слишком много замедлений и ускорений, что не совсем способствовало целостности восприятия и явно нарушало фразировку. Возможно, А. Пиерри хотел внести больше романтизма в свою трактовку этой музыки? В каких то моментах это было действительно логично и оправданно, но, безусловно, не на протяжении всего произведения. Такая трактовка выглядела просто странной и надуманной. Но зато в исполненных сразу после этого трёх пьесах И. Альбенисса - "Прелюдии", "Каприччио", и "Севильяне" всё было в соответствии с хорошим музыкальным вкусом, и чувством стиля. Здесь гитаристу хорошо удалость передать испанский калорит и яркие динамические контрасты, способствующие созданию запоминающегося и характерного художественного образа.
Во втором отделении концерта А. Пиерри играл вдохновенно и артистично. Прекрасно прозвучали "Прелюдия" и "Танец индейцев Северной Аргентины" М. Л. Анидо, "Три танго" А. Пьяцоллы. Эту музыку исполнитель играл с большим удовольствием и пониманием, а особенно блестяще и виртуозно прозвучала в заключении его концерта "Соната" А. Хинастера, где гитарист показал отличное владение "расгеадо" (rasgeado), и очень хорошо подчеркнул характерный синкопированный ритм этой темпераментной пьесы. Переполненный камерный зал "Райн-Мозер-Халле" бурно приветствовал уругвайского гитариста, и ему пришлось, конечно же, сыграть ещё несколько раз на бис. Так что с уверенностью можно сказать, что день открытия фестиваля завершился по-настоящему празднично, дал всем любителям гитарной музыки хороший, бодрый настрой, и надежду на соответствующее этому уровню продолжение фестивальных  событий.

Image
Joseph Urshalmy (Йозеф Уршалми, Израиль, член жюри конкурса), Хуберт Кеппель (Германия, член жюри), Геннадий Пильч, Елена Ключкова (Украина-Германия)

Во второй день фестиваля играл Дэвид Рассел (Шотландия). Выступление этого музыканта ждали с особым нетерпением и интересом. Замечательный шотландский гитарист и на этот раз оправдал ожидания своих многочисленных поклонников. Его программа, составленная из произведений И. С. Баха, Х. Брока, И. Мертца, С. Вайса, Ю. Аркаса, и А. Барриоса слушалась от первой до последней ноты как бы на одном дыхании. Игру Д. Рассела всегда отличает какой-то необыкновенный эмоциональный настрой, огромная самоотдача и умение на протяжении всего концерта удерживать пристальное внимание и интерес слушателей. При этом его игра насыщенна большим разнообразием музыкальных образов и богатством тембровых красок, которые он использует с большим художественным вкусом. Все эти качества очень ярко проявились и в его фестивальном концерте при исполнении им музыки И. С. Баха ("Партита"), С. Л. Вайса ("Сюита"), "Венгерской фантазии" И. Мертца, а так же в хорошо известных в гитарном репертуаре пьесах А. Барриоса. С особенным магнетизмом прозвучала романтическая, задумчивая и мечтательная пьеса А. Барриоса "Сон в лесу", где талантливому артисту прекрасно удалось передать сказочную красоту очаровательной, поэтической мелодии, исполненной мягким и технически безупречным тремоло. После этого легко, стремительно и темпераментно (как контраст после предыдущей медленной музыки) прозвучала ещё одна чудесная пьеса Барриоса - "Вальс"   4. В свой концерт Д. Рассел включил так же сравнительно не часто исполняемую пьесу Ю. Аркаса - Фантазию на темы оперы Д. Верди "Травиата", которая прозвучала не менее убедительно и виртуозно, как и вся остальная программа.
Конечно же, концерт Д. Рассела не завершился только исполнением основной (напечатанной) программы. После бурных и длительных оваций он блестяще сыграл на бис ещё несколько оригинальных пьес современных латиноамериканских композиторов.

Image

Как всегда с большим успехом прошёл концерт популярного бразильского дуэта С. и А. Ассад. В первом отделении их концерта была исполнена клавесинная музыка Ж. Рамо и Д. Скарлатти в их собственном переложении для гитары, а во втором отделении мы услышали их "коронный" репертуар - музыку А. Пьяцоллы, А. Джобима, Э Гисмонди, Р. Гнаталли
С таким же большим успехом прошли и все другие концерты фестиваля, в которых выступили Пепе Ромеро (Испания), Аниело Дезидерио (Италия), Джейсон Виокс (США), Хуберт Кеппель (Германия) и Фабиа Занон (Бразилия).
Image
Пепе Ромеро (Испания), Александр Сергей Рамирес (Перу-Германия)

Состоялись так же два концерта-экзамена выпускников кобленской Академии гитары. Со своими концертными выпускными программами выступили Артём Дервоед (Россия) и Озан Сартепи (Турция).
Кроме концертов каждый день с 10 часов утра проходил международный конкурс "Хуберт Кеппель 2007". Конкурсные прослушивания первого тура проходили одновременно в двух разных залах ввиду большого количества участников (84 человека). Необходимо отметить, что участники приехали на конкурс со всех континентов нашей планеты - от Европы до Африки. Такая возрастающая популярность этого конкурса и такое большое число участников объясняется тем, что многих привлекает, очевидно, отсутствие возрастных ограничений и специальной обязательной программы - каждый участник имеет право исполнять во всех турах любые произведения по своему собственному выбору. Имеется только ограничение во времени: первый тур - 10 минут, второй тур - 15 минут и третий тур - не больше 30 минут.
В целом исполнительский уровень на этот раз был значительно выше, чем в предыдущие годы, и уже в первом туре перед жюри стояла нелёгкая задача отбора участников для второго тура. Из 84 человек на второй тур были допущены только 32. Жюри состояло из 14 человек, и в его состав вошли следующие лица: Альфред Айкхольт - председатель жюри (Германия), Конрад Рагозник (Австрия), Штефен Ткачук (Канада), Джейсон Виокс (США), Роберт Брайктмор (Англия), Ливиу Георгеску (Румыния), Штефан Арута (Италия), Йожеф Уршалми (Израиль), Штефан Госс (Англия), Александр-Сергей Рамирес (Перу - Германия), Хуберт Кеппель (Германия), Георг Шмитц (Германия), Тереза Василия Саба (Англия) и Тальяна Шваб (Германия).
Нельзя не сказать, что среди участников, прошедших во второй тур очень многие имели уже до этого конкурсный опыт и награды на различных других конкурсах. Так на пример, принимавшие участие во втором туре Ларс Росфоль (Норвегия) и Павел Клюшин (Россия) всего лишь за 2 месяца до конкурса в Кобленце стали лауреатами международного конкурса в другом немецком городе - Гевельсберге. По этому борьба между конкурсантами во втором туре была ещё более острой и напряжённой, чем в первом. Очень приятно было увидеть среди них 5 российских конкурсантов. Это молодые, но уже получившие известность в России гитаристы: Ирина Куликова, Екатерина Зайцева, Артём Дервоед, Павел Клюшин, и Азия Селютина. К сожалению, только одной из них - Ирине Куликовой, удалось пройти в финал. Не могу не написать о самом молодом участнике конкурса. Это пятнадцатилетний гитарист из Турции Рафик Джалиль Кайя. Во втором туре он очень музыкально и выразительно исполнил "Прелюдию" и "Фугу" Ре-Мажор И. С. Баха, а так же показал исключительную виртуозность в этюде "Колибри" Х. Сагрераса. И хотя ему не удалось пройти в финал, я думаю, что у этого молодого талантливого музыканта есть очень большие потенциальные возможности в будущем. Финал конкурса был очень интересный, напряжённый и захватывающий. К нему были допущены только шесть человек: Магдалена Кальчева (Болгария), Ирина Куликова (Россия), Йонут Цамфриеску (Румыния), Матт Пальмер (США), Марко Сартор (Уругвай) и Габриель Бианко (Франция). Все они продемонстрировали очень высокий уровень мастерства и действительно были достойны участия в  финале.
В результате напряжённой и упорной борьбы, первую премию - 3000 | и гитару стоимостью 4000 | выиграл 19-ти летний гитарист из Франции Габриель Бианко. Его выступление в финале было без всякого преувеличения просто потрясающим. Это был один из тех случаев, когда высочайший технический уровень очень гармонично сочетался с большим музыкальным чувством, что не так часто можно встретить в игре гитаристов. В финале Габриель Бианко прекрасно исполнил скрипичную Сонату   3 И. С. Баха и Фантазию "Кариока" Серджио Ассад. В маленьком интервью, которое я взял у Габриеля после концерта, он рассказал мне, что сонату И. С. Баха он выучил прямо по скрипичным нотам, в оригинале, почти ничего не меняя. Кроме этого, из беседы с ним я так же узнал, что он - студент национальной консерватории в Париже (педагог - Oliver Chassain,) и до победы в Кобленце уже был победителем многих других престижных международных гитарных конкурсов, таких как "Гитарный Форум Вены", "Guitar Faundation of America", "Силезская гитарная осень" в г. Тыхы (Польша), и некоторых других конкурсов. Так же Габриель Бианко отметил высокий уровень конкурсантов и сказал мне, что этот фестиваль очень хорошо способствовал его дальнейшему музыкальному развитию и значительно обогатил его опыт.
Вторая премия не была присуждена никому, так как жюри решило, что уровень победителя был значительно выше и сильно отличался от уровня остальных участников финала. А третью премию - 1000 | получил Марко Сартор из Уругвая. В финале Марко Сартор исполнил очень уверенно и с хорошим чувством стиля "Рондо" Ля-минор Д. Агуадо, тему вариации и финал М. Понсе и "Танго" А. Пьяцоллы. Он показал отличное владение звуком, а так же всё его выступление было элегантным и артистичным.
Прекрасным и запоминающимся было выступление в финале Ирины Куликовой (Россия). С большим воодушевлением и эмоциональностью исполнила она "Сонату" А. Хосе и "Фантазию" Л. Леньяни. В её игре замечательно проявилась яркая творческая индивидуальность, техническое совершенство, большая художественная убедительность и артистизм. И подтверждением этого были бурные аплодисменты и возгласы "Браво!". Однако мнение жюри было другим и Ирина Куликова не получила призового места, а только специальный диплом. И для меня и для многих других зрителей и участников конкурса, с которыми я беседовал после завершения фестиваля, такое решение жюри было не совсем понятным. Все надеялись на то, что Ирина Куликова получит если не второе, то хотя бы третье место. К большому сожалению, с такими "странными" решениями жюри иногда приходится встречаться на конкурсах, и в этих случаях не всё зависит только от конкурсантов. Но, не смотря на всё это, Ирина Куликова сумела проявить свои лучшие качества и оставила прекрасное впечатление.
Очень приятное впечатление произвели в 3-ем туре так же Магдалена Кальчева (Болгария) и Матт Пальмер (США). Но М. Кальчева играла по жребию первой, очень волновалась и допустила ряд серьёзных ошибок в "Сонате" Паганини, что повлияло, конечно, на окончательный результат её выступления. В целом, не смотря на итоговое распределение мест, осталось очень хорошее впечатление от игры почти всех финалистов.
Из других интересных событий, которые проходили на кобленском фестивале большой интерес вызвали мастер-классы известных в мире исполнителей и педагогов, а так же выставка концертных гитар, изготовленных лучшими немецкими мастерами. Свои гитары привезли на фестиваль такие известные в Германии мастера, как Михаэль  Вихман, Герт Петерсен, Армин и Марио Гропп, Штефан Шлемпер и Георг Госе. На протяжении всего фестивала была так же открыта выставка нотной литературы для гитары, CD и DVD и различное оборудование известной фирмы "Шантарелле".
Нельзя не сказать о инициаторе и главном организаторе фестиваля и конкурса. Это -преподаватель гитарной Академии в г. Кобленце, большой энтузиаст гитары Георг Шмитц. Благодаря большой проведённой им и его помощниками работе и состоялся этот грандиозный праздник гитары, на котором нам всем довелось присутствовать.

Геннадий Пильч
(Корреспондент журнала "Гитарист" в Германии)

Последнее обновление ( 15.11.2007 )
 
< Пред.   След. >

РЕКЛАМА
реклама

ГитаристЪ © 2017