ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ЖУРНАЛА ГИТАРИСТЪ
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ЖУРНАЛА "ГИТАРИСТЪ"
Главная arrow СЕМИСТРУННАЯ ГИТАРА arrow Небольшая беседа с Анастасией Бардиной.
Небольшая беседа с Анастасией Бардиной. Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Рейтинг: / 11
ХудшаяЛучшая 
Написал Administrator   
05.10.2007

Валерий Волков: – Читая словарь Яблокова, удивляешься, сколько судеб гитаристов- семиструнников нашло там своё отражение. Семиструнная гитара - это русский народный инструмент или  просто инструмент с другим строем?

Анастасия Бардина: – Во всех справочных изданиях написано , что это русский народный инструмент.
На сегодня этот разговор не имеет смысла. Главное отличие -  в репертуаре.

В.В. – Насколько я знаю, конструктивно семиструнная и шестиструнная гитары не имеют принципиальных различий. Датский гитарист Лайф Кристенсен освоил семиструнную гитару за два месяца и записал  диск с музыкой Саренко. Но всё -  таки в чём особенности техники игры на семиструнной гитаре?

А.Б. – Обертоны другие, аккорды другие, техника другая. В тоже время, как - то для меня устроили концерт поклонники семиструнной гитары из общества охраны памятников. Такие любители всего русского, семиструнного меня и пригласили, как семиструнницу. Я поиграла на семиструнной гитаре, а потом сделала вид, что настраиваю гитару, перестроила её на шестиструнный строй и пошла играть дальше. Они были в полном восторге от шестиструнного репертуара, больше, чем от русских народных пьес. Когда я им сыграла «Фандангильо» Морено -Торробы, все просто  кричали « браво».
 
В.В. – Никто не заметил подмену строя?

А.Б. – Никто, кроме признанных знатоков семиструнной гитары, не заметил. Вся разница в призвуках терцового строя, которые как бы украшают  русский народный репертуар для семиструнки. Все переложения для шестиструнной гитары Сихры и Высотского теряют  призвуки терцового строя, поэтому на семиструнной гитаре они звучат гораздо  лучше. Виртуозная техника на семиструнке легче. Она как бы более горизонтальнная, много открытых струн, всё удобно, больше легато, больше открытых басовых струн, очень яркая и легко осваеваемая.

В.В. – Спрашивают, почему же семиструнная гитара в наши дни пришла в упадок?

А.Б. – Я думаю, что это всё - таки исторический момент. Гитара была в упадке в конце и начале  XX  века;  с приездом Сеговии она стала возрождаться, как шестиструнка, старые традиции  были забыты. Оставались фанаты, любители ( если взять по количеству, то шестиструнников в тот момент было больше). Почитателям гитары больше понравились произведения Тарреги, Альбениса, Гранадоса. Уровень репертуара шестиструнников качественно отличался от репертуара семиструнников. У семиструнной гитары были последователи, они любили её, но в основной массе -это были делитанты. Я вспоминаю, как А.И.Савельев просил меня сыграть что - нибудь из сочинений Ветрова, Саренко,  Циммермана; но стоило мне взять ноты и сесть разучивать их, я понимала, что это не  то, не концертный репертуар. Единственный из всех композиторов, которого я выделяю среди остальных, – это Павлов-Азанчеев.

В.В.  –  Да, это был настоящий музыкант-профессионал. Он закончил Московскую консерваторию по классу виолончели и композиции, долго работал дирижёром симфонического оркестра в г.Орджоникидзе, владел семиструнной и шестиструнной гитарой, освоив эти инструменты самостоятельно.  
 В.П.Машкевич писал в своих воспоминаниях: «Матвей Степанович - единственный гитарист, который мог бы поддержать семиструнную гитару на должной высоте в середине нашего века, если бы жил в Москве». Кстати, а за годы советской власти было  ли издано самое лучшее из репертуара семиструнной гитары?

А.Б. – Вспоминаю, как я ругалась, просматривая эти сборники,- одни и те же авторы: Высотский и Сихра. Но потом, когда я всё переиграла, я поняла, что было опубликовано  лучшее, потому что много повторения и однообразия.  Что касается репертуара, я нашла для себя компромисс.  Хороший репертуар, что играется для семиструнной гитары, я стремлюсь сохранить в оригинале; а если необходимо,то изменяю строй, - я не вижу в этом ничего страшного.

В.В. – Раскажите о своём учителе Менро?

А.Б. – Я его очень любила. Его миновала участь просто фаната гитары. Он учился у М.Ф.Иванова, который писал музыку для гитары   «без претензий», но очень удобную.
Л.Менро был очень образованным музыкантом и многому меня научил.

В.В. – Анастасия, что вы думаете об исполнении русской музыки  зарубежными гитаристами?

А.Б.  – Я вспоминаю одно из выступлений Костоса Кочолиса, греческого гитариста, который сделал попытку сыграть русскую музыку.
Он играл «Пряху» М.Т.Высотского на своём концерте в Гаване. Я была в шоке: настолько потрясающий гитарист, великолепно играющий музыку Лео Брауэра,- а тут в его исполнении звучит «Пряха».
Я не смогла её сразу узнать, ни одной «русской» интонации .

В.В.  – Но всё- таки стоит приветствовать желание зарубежных гитаристов включить в свои программы сочинения, написанные русскими гитаристами - композиторами для семиструнной гитары. Хотелось, чтобы и наши гитаристы, выступающие с концертами, больше включали в свой репертуар оригинальные и яркие сочинения русских композиторов. Но в то же время, прежде, чем включить такое произведение в свой репертуар, необходима длительная внутренняя подготовительная работа, чтобы самому не оказаться в положении иностранца, играющего свою национальную музыку. Ярким примером вживания, постижения другой национальной культуры могут служить записи датского гитариста Лайфа Кристенсена. Прежде, чем приступить к записи сочинений Саренко,Кристенсен решил освоить именно  семиструнную гитару для того, чтобы не нарушить художественного замысла композитора и лучше донести эту музыку до своих слушателей. Кстати, о слушателях. Есть ли разница между нашими слушателями и зарубежными?

А.Б.  – О, конечно, разница есть. Иногда у нас на концерте во время гастролей меня спрашивали: «Девушка, а вы поёте?»…Но своей публикой я довольна. На каждого исполнителя ходят именно те, кто черпает для себя то, что ему необходимо.

В.В.  – Как Вам видится гитарное будущее в России?

А.Б.  – У них, на западе, я думаю,- спад, гитарный пик уже пройден, а у нас до пика ещё далеко; Российским гитаристам предстоит ещё заявить о себе, о своей гитарной школе.

   Москва 1998г.

Последнее обновление ( 02.05.2011 )
 
< Пред.   След. >
ГитаристЪ © 2017