ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ЖУРНАЛА ГИТАРИСТЪ
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ЖУРНАЛА "ГИТАРИСТЪ"
Главная arrow Гитарные мастера arrow Интервью с Феликсом Миренским.
Интервью с Феликсом Миренским. Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Рейтинг: / 5
ХудшаяЛучшая 
Написал Administrator   
09.10.2007
В.В.У нас до революции было производство гитар ручной работы, были династии типа Архузена, было ли продолжение этих традиций в деле изготовления гитар?
Ф.М. Потомком Краснощёкова И.Я. или продолжателем его дела были мастер Климов В.Д., которому достались инструменты и его оборудование, он по моему был женат на дочери его ученика Березина К.И. .

 

 У Климова было два сына, которые потом тоже стали делать гитары, может кто то из них ещё до сих пор жив. Был ещё мастер Савицкий, один из самых знаменитых мастеров довоенного периода, он был образованным и культурным человеком. По моему мнению он один из немногих мастеров положил основу развития и построения современной конструкции гитары. Очень большое влияние на него оказал приезд Сеговии, когда у него раздавили гитару на концерте в Москве и В.Климов вынужден был вскрыть гитару Сеговии, мастера Мануэля Рамиреса. Сеговия был против вскрытия гитары, но Климову ничего не оставалось, как вскрыть гитару без его ведома, да так что маэстро даже этого не заметил. Климов по моему это проделал чуть ли не за ночь, с кем то из мастеров, был ли это Савицкий не буду утверждать, но после этого ремонта у Савицкого появились чертежи этой гитары. Он сделал точную форму по этой модели, и в дальнейшем придерживался испанской школы в отличие от других мастеров. Гитары Савицкого, если они у кого и сохранились, я считаю, должны ценится довольно высоко, потому как он один из немногих довольно близко подошёл к испанской школе. Его гитара была у Иванова Крамского, к сожалению, конструкция гитар Савицкого имела очень тонкие деки, и поэтому многие его работы просто не сохранились до сегодняшнего времени.
В.В. Как родилась современная гитарная школа, которую мы сейчас имеем, сохранились ли традиции?
Ф.М. Продолжателями до революционных традиций были мастера из Ленинграда, которые работали на фабрике им.Луначарского, бывшая фабрика какого то немца, национализированная после 1917г. Так что в Ленинграде традиции мастеров работавших на этой фабрике, продолжили Хомячков и Михайлов.
В Москве дело обстояло похуже, потому что большой фабрики, которая бы занималась изготовлением гитар здесь не было. В Шихово, были мастера которые с давних времён занимались народными промыслами, делали домры, балалайки и другие народные инструменты. Гитарный мастер Краснощёков , был выходцем из тех мест, Шиховские мастера поставляли гитары до революции в магазины Москвы.
В.В. Как складывалась Ваша судьба, как гитарного мастера?

Ф.А. Я был увлечён игрой на гитаре, играл на гитаре в народном оркестре, и где - то 1957г. я поступил в музыкальную школу, будучи уже взрослым. По возвращении из армии в 1960г., я загорелся делать гитары.
Как у меня это случилось, как я стал делать гитары. Я играл на гитаре и приобретал гитары у мастеров, которые уже были в то время, первый инструмент я приобрёл в Шихово, а потом уже у гитарного мастера Деева. Как - то, возвращаясь зимой с гитарой, я упал и раздавил её. Инструмент был хорошим по тем временам, и я решил попробовать самостоятельно отремонтировать его, заменил деку на нём, и так с этого времени всё пошло, пошло, пошло и пошло. Стремление было неистребимым. Появилось огромное желание делать гитары, стал интересоваться, знакомиться с мастерами, которые тогда уже делали гитары.
В.В. Какие мастера были уже в то время?
Ф.М. Я был немного знаком с сыном Климова, Юдиным, Акоповым, Ширяевым из Шихово.
Я все отпуска, на заводе, я химик по специальности, был начальником цеха, стал тратить на изготовление гитар и на поиски материала. Где - то, начиная с 1979 г., отправлялся в Краснодарский край на поиски ёлки. Я сделал гитару и отправился на экспериментальную фабрику. Одна была на Преображенке, где работал Савицкий, там была лаборатория по акустике, где работал Янковский, очень мудрый человек был, он потом написал книгу по акустике гитары. Другая была на Плющихе, баянная, она тогда называлась РКА (Российской Красной Армии), после того как они слились вместе, она стала называться Московская Экспериментальная фабрика музыкальных инструментов. Потом организовали надомное производство, собрали всех мастеров это было в 70 гх , занялся этим делом Лачинов Арам Николаевич, директор музыкального училища, он ещё заведовал кафедрой народных инструментов. Он собрал всех мастеров, человек 200, которые работали по своим углам и таким образом попытался организовать это всё в систему.
В.В. А когда же появились знаменитые гитарные школы, из которых потом появилось много молодых, талантливых мастеров, которых мы имеем сейчас?
Ф.М. Где то в 1979г., я принёс свою гитару на комиссию, на фабрику, где был экспертный совет, который решал, гожусь ли я для работы на этой фабрике. В комиссию входили мастера которые уже имели имя, там был Акопов. Так как я имел опыт руководителя, я был на заводе начальником цеха, мне и предложили
Организовать школу мастеров, где могли бы обучаться молодые ребята. Мне эта идея понравилась я и мастер Владимир Биатов, у него была своя группа, приступили к работе. Я старался брать грамотных ребят с образованием и которые горели бы этим делом. Через два года был первый выпуск, среди них были Рашид Шамсиахметов, Володя Бабков, Саша Козырев, Мицкевич Валентин, он сейчас живёт в США.
 Я сделал три выпуска по пять - шесть человек, после чего курсы были закрыты где-то в 1985г.
В.В. Расскажи о конкурсах гитарных мастеров, которые проходили в нашей стране?
Ф.М. Первый конкурс состоялся где-то в 1977г, мастеров на народных инструментах, там кроме домр и балалаек были шестиструнные и семиструнные гитары. После конкурса была выпущена виниловая пластинка на которой играют гитаристы, балалаечники и домристы на призовых инструментах.
Тогда первое место по семиструнной гитаре получил Ф. Акопов, по шестиструнной Ещенко второе, В. Биатов третье, а также были награжден и мастер Нейман. Потом началась перестройка, начались образовываться, какие-то общественные организации и Ирина Архипова создала Всесоюзное музыкальное общество.
Я туда вошёл и стал членом этого общества, и при этом обществе создали ассоциацию мастеров музыкальных инструментов, где я вёл гитарную группу. Я с другими мастерами долго добивался проведения конкурса, и в 1988г. при поддержке Всесоюзного музыкального общества, был организован Первый Всесоюзный конкурс мастеров классической гитары. Это был первый в нашей стране конкурс посвящённый изготовлению классической гитары. При формировании жюри, я старался пригласить гитаристов из всех союзных республик, членами жюри были: А.Фраучи (председатель), П.Иванников (Украина), Назарматов (Казахстан), А.Саркисян (Грузия), В. Агаджанян (Армения), Шишкин (Рязань), Е.Ларичев (Москва) и другие. Было представлено 89 гитар от 89 мастеров СССР. Конкурс проходил в три тура, на первом туре мы просмотрели инструменты и практически отобрали почти всех участников на второй тур. Конкурс был очень демократичным, хотя было много мастеров из глубинки, и приходилось отсеивать те гитары, которые не соответствовали минимальным нормам изготовления. Второй и третий тур походил уже по звуковым качествам. В качестве почётного гостя конкурса был приглашён Уругвайский гитарист Бальтасар Бенитас, который на заключительном концерте в Зале Гнесинки, сыграл на призовых гитарах. Первое место получили Ф.Акопов и В.Михайлов, вторую В.Чудаев и В.Биатов, Третью Ф.Миренский и А.Хомячков. Этот конкурс оказал очень сильный импульс для развития гитарной школы мастеров изготовителей. После этого конкурса 10 призовых гитар было отправлено на конкурс в Чехословакию, где впервые участвовали российские мастера.
В.В. Я помню у вас была мастерская на старом Арбате?
Ф.М. Да, после перестройки стало вольнее, и мы решили открыть своё дело. Я пришёл в общественный совет, который как раз и ведал распределением нежилых помещений, они без проблем нам предоставили подвал на Арбате. Благодаря Стасу Намину мы его отреставрировали и создали Центр классической гитары. Но к сожалению, потом нас оттуда выдавили коммерческие структуры и сейчас там банк.
В.В. Как вы относитесь к применению станков в деле изготовления гитар и где начинается ручная работа, которую нельзя механизировать?
Ф.М. Я отношусь к применению техники положительно, к сожалению в нашей действительности нам не грозит повальная механизация труда. Что же касается ручной работы, то в первую очередь она начинается с подбора материала. Каждая деревяшка имеет свой характер, это не сталь. Чтобы выбрать себе материал испанский мастер Флета из 1000 предложенных комплектов, выбирает 54, а потом дома уже из 54 оставляет 26, это я читал в одной статье. Какой процент получается?
В.В. Гитары за 5000$ и за 12000$ не так сильно отличаются в звуке, как в цене, почему?
Ф.М. Это как в спорте чемпион планка сначала 5м 1 см, а на следующий год 5м2см. Но если подумать, то без выдающегося таланта тут не обойтись, а гении рождаются не так часто. Есть тысячи хороших гитаристов исполнителей, а выдающихся единицы, также по аналогии и с мастерами. Помимо знаний, таланта и трудолюбия надо ещё родиться настоящим мастером. Ведь когда я наблюдал за становлением своих учеников, то заметил, что характер определяется сразу, потом нарастает мастерство, но характер остаётся.
Я к примеру гитару Саши Козырева узнаю из тысячи, или Рашида Шамсиахметова. Если рождается выдающаяся личность, то и инструменты получаются выдающимися. Человек вкладывает в изготовление инструмента, что - то своё, может частичку своей души, что постоянно повторяется в каждом инструменте. И ещё, хороший мастер, он стабильный.
В.В. Что влияет на звук при изготовлении гитары в первую очередь?
Ф.М. В первую очередь материал и технология сборки. Незначительные изменения в сборке, в технологии приводят к результатам.
В.В. Насколько существенна влияет настройка корпуса гитары на качественный звук?
Ф.М. Я сомневаюсь, что многие мастера занимаются настройкой, но то, что настройка один из важных моментов сегодня очевидно. Тут очень важна связь объёма воздуха, который находится в инструменте со стенками, с обечайками, с корпусом, когда в гармонии находится воздушный резонанс или резонанс Гейнгольца.
В.В. Раньше была специальность «бракёр», который на корню мог определить качество древесины, сохранились ли эти специалисты сейчас?
Ф.М. Ещё есть, когда мы ездили на Кавказ в 1980г., с Феликсом Акоповым за древесиной, есть лесники среди которых есть специалисты которые это понимают.


продолжение следует...

Последнее обновление ( 10.10.2007 )
 
< Пред.   След. >
ГитаристЪ © 2017